Переселенцами из Рязанской области были Александр Иванович и Ксения Петровна Маршевы, отец и мать героини этого очерка - Клавдии Александровны Осинцевой, переселившиеся на Дальний Восток вместе со своими родителями в 1928-ом году. Поселились в деревне Сотниково Толмачевского сельсовета (на карте Шимановского района уже давно нет обоих этих населенных пунктов). Отец устроился на работу на железную дорогу, стал составителем поездов, затем - сигналистом, мать домовничала. В 31-ом в семье появился второй ребенок - дочь Клава. А всего в семье Маршевых было пятеро детей. Жили очень трудно, хотя держали в хозяйстве корову, теленка и поросенка: власти так давили налогами, что самим крестьянам на прокорм мало чего оставалось. А в хрущевские времена и вовсе установили норму чего и сколько позволено держать в крестьянском хозяйстве, на "излишки" наложив большой налог.
Окончив Толмачевскую семилетку, Клава пошла работать в лесную артель: в лесу собирали живицу, сосновые шишки, из них на перерабатывающем заводе гнали смолу. Работала и в колхозе - на покосе, на жатве… Одним словом, куда "партия пошлет", а посылала она таких, как Клава, девчонок и парней на тяжелую, не требующую квалификации работу. Скидку на молодость и слабые девичьи руки никто не делал.
…И хотя так много лет прошло с той ее 19-летней весны, но Клавдии Александровне помнится все в подробностях: как познакомилась со своим Васей, как пришли сваты…
Весной к ним в колхоз приехали командировочные из Тамбовки на лесозаготовку. Вот в сельском клубе она и познакомилась с одним из них - светловолосым и крепким парнем Василием Осинцевым 24-х лет отроду. Сам он тоже был из бедной крестьянской семьи из деревни Путилово. Отца в семье не было, поэтому парню приходилось работать за троих. И прошло совсем немного времени, не успели они даже как-то ближе познакомиться, как однажды в ее родительском доме появились сваты - "на сговор". "Я возвращалась с работы, а они уже в доме. Я со страху - бежать, особо ведь не хотела замуж, - вспоминает те дни Клавдия Александровна. - Сват меня догнал, стал уговаривать и нахваливать Василия: работящий, специальность имеет хорошую - кузнец, веселый… Бабушке моей больше всех парень понравился. Уговорили. 27 мая пошли регистрироваться в Толмачево, а свадьбу сыграли у себя в Сотниково. Собралось все село, гармошка была, весело было".
Молодая семья переехала на станцию Бурея, сняли квартиру, Василий устроился молотобойцем. Но так заскучала за домом Клава, вернулась в свою родную деревню, вскоре за ней приехал и Василий. Стал работать в гортопе, валили лес и отправляли вагонами. Вскоре в семье появился первенец - дочь Татьяна. А так как потом детишки стали появляться в семье один за другим, то стали строить свой дом - большой и просторный. Всего же в семье Осинцевых родилось восемь ребятишек - два сына и шесть дочек. "Дети рождались такие хорошенькие, крепенькие да ладненькие, - так свой героический по нынешним меркам женский подвиг объясняет Клавдия Александровна, - и я очень всех ребятишек любила. И муж любил ребят, но очень хотел сыновей. Вот так и стала наша семья многодетной". Но, конечно же, не будь в семье ладу, наверняка, не было бы и столько детишек. Ни разу не пожалела Клавдия Александровна, что тогда поддалась на уговоры свата: Василий, действительно, оказался работящим, домовитым мужиком. По отношению к своим детям - строгим, но пальцем никого не тронул, не ударил. А в часы отдыха, в застолье часто брал в руки гармонь или балалайку и пел свои любимые песни.
В 70-ом году неперспективное село Сотниково закрыли, и для нескольких семей выстроили на станции Селеткан целую улицу новых домов. Правда, строилось все наспех, поэтому самим новоселам по ходу пришлось доводить до ума свое жилище. Так семья Осинцевых стала обустраиваться на новом месте. Вспоминает, как было тяжело. Огороды были низкие, местность болотистая, сколько песка пришлось повозит! Вначале и колодцев не было, сами копали. Дети пошли в Селетканскую школу, кого-то из ребятишек определили в интернат… Материально, конечно же, так было тяжело, ведь в школу одновременно надо было собрать шестеро детей. Держали скотину, сажали огород, сдавали выращенное государству, и на эти деньги учили детей.
Шли годы, дети, взрослея, вылетали из родительского гнезда, получали образование, устраивались на работу и заводили свои семьи. Кто-то из них осел в Шимановске, другие перебрались во Владивосток. Все работящие да хозяйственные, заботливые. Василий Ильич долгие годы работал трактористом в совхозе "Шимановский". И очень хорошо работал, на совесть. За что имел много поощрений и благодарностей, а самое большое поощрение - разрешение на внеочередную покупку мотоцикла "Урал". Что по тем небогатым и очень скудным временам можно сравнить сегодня разве что с приобретением ну очень крутой машины!
Вместе супруги прожили 46 лет, а в 96-ом Василия Ильича не стало. Но Клавдия Александровна одна не осталась - дети всегда рядом. В настоящее время дочь Анна , приехав к маме вместе с мужем в отпуск из Владивостока на несколько месяцев, серьезно "задержались" в Селеткане. Вот уже шестой год, как они активно занимаются личным подсобным хозяйством. Выращивают скот, поросят, заготавливают сено. Выращивают и реализуют населению. Трудолюбие и настойчивость их замечены районными властями, которые всячески стараются поддерживать личные подсобные хозяйства. Крестьянский труд, даже при наличии техники, - дело тяжелое, многотрудное и хлопотное. Тут тебе ни выходных, ни праздников… После городской устоявшейся жизни начинать было непросто. Особенно для мужа Анны Васильевны - Эдмундоса, который хорошо был знаком с морем, но так далек от сельского хозяйства. Но не зря ведь народная мудрость гласит: "Терпение и труд все перетрут".
2 ноября вся многочисленная родня Осинцевых соберется на 80-летний юбилей Клавдии Александровны. Будут чествовать любимую мамочку и бабушку (у нее уже 10 внуков и два правнука), дорогую сестрицу. В ее адрес будут сказаны самые теплые слова, спеты для нее самые задушевные песни… Заслужила!
В.Павличенко