
Своего деда я никогда не видела. Лишь только его портрет в углу большой комнаты родительского дома моего отца, когда однажды мы приехали в город Сретенск Читинской области погостить к родственникам. Мне тогда было шесть лет. Попав в дом, я понимала, что именно здесь выросли мой папа, его братья и сестры (а их было шестеро). Раньше всегда семьи отличались многодетностью, где каждый друг за друга горой, где одежда поднашивалась младшими за старшими, где учили работать на огороде и быть друг другу поддержкой.
В комнате с портрета на меня смотрел красивый, видный мужчина в костюме с галстуком. Это я сейчас понимаю, что так презентабельно дед в то время не выглядел – постарался художник
Наверное, во многих семьях были подобные портреты, где, только вглядываясь в лица, узнаешь знакомые черты. Мне папа рассказывал, что дедушка, Деревцов Василий Федорович, воевал в Великую Отечественную войну, погиб в Белоруссии и похоронен в братской могиле. Когда папе было восемь лет, в дом пришла страшная весть - получили похоронку на отца. И осталась в 1944 году моя бабушка, Мария Тихоновна, с детьми на руках, где старшей было 10 лет, а младшему около трех лет. А ведь их надо было учить, кормить, поднимать в то тяжелое для всей страны время. Тема войны и участия в ней деда редко поднималась в нашей семье. Но хорошо помню, как в Шимановске, где я родилась и живу до сих пор, еще девчонкой вместе со своими друзьями бегала к памятнику шимановцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, который находился рядом с домом, смотреть на торжественные мероприятия и оружейные залпы с содроганием и замиранием сердца.
Шло время, промелькнули мои школьные и институтские годы, началась взрослая жизнь, работа, семья - казалось бы, привычный для всех жизненный сценарий. И конечно же, праздники. Сколько их, разных! Всегда особое место отводилось Дню Победы. В этот день был особенный ритуал, когда вместе с родителями идешь на Площадь Победы, смотришь концертные программы, пробуешь на вкус «солдатскую кашу», «болеешь» за участников легкоатлетической эстафеты на призы газеты «Победа» (школьницей сама принимала участие в ней), а затем, вернувшись домой, обязательно смотришь по телевизору Парад Победы в Москве и восхищаешься мощью нашей армии и величием страны.
Несмотря на то, что события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов уходят далеко в прошлое, для многих по-прежнему остается святым и главным – сохранить память о своих родных, которые погибли в те страшные годы. Вспоминаю, как мой папа любил петь песню «На безымянной высоте», где есть строчки «как много их, друзей хороших, лежать осталось в темноте - у незнакомого поселка, на безымянной высоте…». Кто знает, может, он в это время вспоминал своего отца, который ушел на фронт в 32 года, а погиб в 34. Вспоминал свое босоногое детство, годы, прожитые без главного кормильца, мерзлую картошку, из которой готовили «вкуснейшие» драники. И как бы ему сейчас хотелось поведать о своей жизни, показать своих дочек, рассказать о том, как трудится, похвастать своими успехами. Но война, как страшный зверь, выхватила из семей мужчин и лишила тогдашних мальчишек отцов. И в тот момент я понимала, что память жива, она вечна, и мне нужно обязательно найти хоть какие-нибудь сведения о своем дедушке, чтобы рассказать о нем своей дочери и внукам.
И однажды я зашла на сайт «Память народа». Набрав только то, что знала – фамилию, имя, отчество, год рождения – 1910, компьютер выдал мне достоверную информацию, которая восполнила все мои пробелы: «Деревцов Василий Федорович, 1910 года рождения, беспартийный, призван на войну Сретенским райвоенкоматом Читинской области 05.08.1942. Служил рядовым, радистом роты связи 307 стрелкового полка 61 стрелковой дивизии на Белорусском фронте. В бою у селения Леошки Картуз-Березовского района Брестской области под сильным огнём противника развернул рацию и держал связь с наступающим батальоном, чем обеспечил батальону выполнить боевую задачу. Приказом 307 стрелкового полка 61 дивизии 28 армии № 16/н от 25.07.1944 был награждён медалью «За боевые заслуги». Погиб в Белоруссии 23.07.1944. Похоронка доставлена его жене, Казаковой Марии Тихоновне, по адресу: г. Сретенск, ул. Журавлёвская, 133. Первичное место захоронения: Белорусская ССР, Брестская область, Жабинковский район, село Бердичево, одиночная могила». Эта же информация была подтверждена на сайтах «Подвиг народа», «Мемориал».
Все сошлось! Все факты, которые только поверхностно были уложены в моей голове, соединились в единый пазл: и любимое Забайкалье, откуда родом мой папа, и Белорусский фронт, где воевал и погиб дед, и даже родовой дом с тем же адресом, куда я приезжала с родителями погостить, и где впервые я увидела портрет моего деда!

Я периодически заходила на сайт «Победа народа» в попытках найти еще информацию, мне хотелось копнуть глубже в историю, связанную с нашей семьей. Пройдясь по ссылкам, зашла на сайт Управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войны Вооруженных сил и обнаружила, что мой дед захоронен в братской могиле. Дословно: номер 337, место - Беларусь, Брестская область, Брестский район, деревня Черни. Братская могила советских воинов расположена в агрогородке Черни рядом с храмом святого апостола Иоанна Богослова. В могиле захоронено 276 военнослужащих, имена 81 неизвестны - все они погибли при освобождении деревень Березовка, Збироги, Малые Косячи, Черни. Перезахоронение тел из одиночных могил состоялось в 1964 году.
Я решила узнать о военных событиях чуть больше. «28 июля 1944 года Брестский район был освобожден от немецко-фашистских захватчиков в ходе Люблинско-Брестской наступательной боевой операции, которую осуществляли войска I Белорусского фронта». Как раз там и воевал мой дед!
Конечно же, мне захотелось посмотреть, что собой представляет это белорусское село и вновь я погрузилась в поиски. Интернет выдал следующую информацию: «В нескольких километрах от Бреста находится крупная деревня Черни, напоминающая скорее небольшой городок. Черни известны с XVI века, поэтому имеет свою богатую историю, полную как взлетов, так и трагических событий. В 1877 году в Чернях была построена деревянная церковь Иоанна Богослова. В прошлом столетии Черни пережили несколько войн, самой кровопролитной из которых стала Великая Отечественная война, когда в окрестностях деревни проходили ожесточенные бои советских и фашистских войск. Погибшие солдаты были захоронены в братской могиле, на месте которой был затем установлен памятный обелиск».
Да - да, та самая братская могила советских воинов. Она находится в святом месте — за церковной оградой, и церковь постоянно молится за тех, кто там похоронен.
Да - да, та самая братская могила советских воинов. Она находится в святом месте — за церковной оградой, и церковь постоянно молится за тех, кто там похоронен.
Именно о ней мне рассказывал папа в детстве. Обелиск на братской могиле был установлен в 1966 году, имеет пятиметровую высоту и увенчан звездой. Выполнен он из бетона, плиты мраморные с фамилиями захороненных воинов, погибших во время войны, защищая Белоруссию. Среди имен, высеченных на плитах, – мой дед, Деревцов Василий Федорович.
Теперь эта история, история моих поисков известна в нашей семье. О своих находках я непременно поделилась с родными, потому что каждый хотел знать историю своих предков. Подрастают внуки - Андрей и Кирилл (фото), примеряют детскую военную форму, в детском саду и школе читают стихи о войне, раскрашивают картинки военной техники, интересуются, как и все мальчики, событиями военных лет и спрашивают: «Есть ли в нашей семье дедушки, которые воевали?»
Теперь мне точно есть что рассказать. Имя моего дедушки, Деревцова Василия Федоровича, занесено в «Книгу Памяти о тех, кто не вернулся с войны. Читинская область. Том 3».
О своих поисках я рассказала дочери, и она, конечно же, поддержала мою идею съездить в то место, где похоронен наш дед, прадед, и прапрадед.
И вот в июне этого года моя мечта – съездить в Беларусь, найти эту братскую могилу и поклониться до земли своему деду и всем советским бойцам, подарившим нам мир на земле, – сбылась!
Вместе с дочерью, зятем и внуками на машине из Москвы мы отправились сначала в Минск, затем в Брест. Четко следуя по навигатору, въехали в агрогородок Черни. Тихое, чистое, ухоженное место. На улице ни людей, ни техники. Как нам сказали, все работают в Бресте. Увидев купола церкви, я поняла, что рядом находится братская могила.


Не представляете, какой трепет мы испытали, подходя к этому месту. На четырех гранитных плитах - имена погибших советских воинов. На второй плите под номером 57 – мой дедушка, Деревцов В.Ф.
Надо отдать должное местной администрации – памятник находится в очень достойном состоянии, благоустроена его территория. При нас работники одной из служб агрогородка высаживали возле памятника саженцы туи.
В сельсовете нас приняли очень дружелюбно, были очень приятно удивлены, с какой миссией мы сюда приехали.
Рассказали, что до сих пор в лесах Беларуси находят останки воинов и захоранивают их в братскую могилу. На этом месте проводятся памятные мероприятия и акции. Поговорив, мы пришли к такому выводу, что несмотря на то, что мы живем в Амурской области, а они в Беларуси, у нас единые ценности – сохранение памяти для потомков.

В сельсовете нас приняли очень дружелюбно, были очень приятно удивлены, с какой миссией мы сюда приехали.


Постояв у памятника и возложив цветы, я поняла, что сделала очень важное дело. Знал бы дед, что спустя десятки лет его внуки и правнуки будут вчитываться в каждую строчку военного документа, в каждую выгравированную на памятнике букву…


Тот портрет, единственный в своем роде, - я бережно храню у себя дома. Как память.




Лариса Феньева