Совсем недавно мы открыли новую рубрику «Жизнь в маленьком городе». И уже получили первый отклик. Да еще какой - статью-воспоминание о том, как проводили летние каникулы шимановские школьники в 60-х годах. Спасибо большое Валентину Бурсянину - за интересный рассказ и уникальные фото.
Все дальше и дальше уходят от нас годы нашего пионерского детства, и все чаще и чаще мы вспоминаем жизнь в пионерских лагерях.
Каникулы в детские годы - самое счастливое время для детей, когда не надо идти в школу и весь период можно посвятить своим личным интересам.
Многие взрослые с ностальгией вспоминают этот период, как они отдыхали в пионерских лагерях. Мне тоже посчастливилось, большую часть каникул я почти ежегодно по три смены отдыхал в пионерских лагерях.
Приятное воспоминание осталось в памяти об отдыхе после 5 класса в палаточном лагере, принадлежащем школе-интернату № 6, который был построен примерно в 1962 году в сосновом бору, на правом берегу реки Пёра (недалеко от села Петруши).
Среди сосен были установлены палатки на 4 и 6 человек, построена столовая, туалет, овощехранилище. Место очень красивое. При въезде на территорию лагеря установлен шлагбаум, было организовано дежурство из старших ребят при въезде на территорию и в ночное время у костра и в столовой. Желающих дежурить у костра было много.
В палатках поддерживался строгий порядок, лежать или сидеть на кроватях днем запрещалось, за этим следили сами ребята. Все кровати заправлялись одинаково.
Распорядок дня был насыщенным и включал в себя: подъем, зарядка, гигиенические процедуры, завтрак, уборка территории, игры, конкурсы, спортивные соревнования, купание в реке и другие мероприятия. День проходил быстро и интересно, особенно, когда мы после сон часа и полдника всем лагерем искали спрятанный воспитателями сладкий клад, состоящий из шоколадных конфет. Как правило искали долго и если бы не подсказки со стороны воспитателей, то нашли бы не скоро.
В свободное от мероприятий время мы с ребятами любили играть в «войну». На одном из островов реки оборудовали штаб, нарисовали и подняли флаг. Зачастую заигравшись, мы уходили на другую сторону реки, почти до села Петруши, а в противоположную до села Сосновка (в настоящее время села нет). Там особенно было интересно играть между домами, в которых никто не проживал, вокруг села росла голубица, костяника, морошка, земляника, сладкая черемуха и другая ягода.
Один раз, когда мы в очередной раз играя, оказались в районе села Сосновка, то увидели группу людей (мужчин и женщин), которые попросили нас подойти к ним и принять участие в открытии памятника, посвященного жителям села Сосновка, погибшим в годы Второй мировой войны. Мы, не раздумывая, согласились (нас было более 10 человек). Выступающий рассказал о каждом, кому посвящен памятник.
Слушая выступающих, мы внутренне испытывали гордость и благодарность взрослым за приглашение нас на данное мероприятие, о чем в лагере рассказали ребятам и воспитателям. Нас похвалили за участие в указанном мероприятии и поругали, за то, что без разрешения покинули территорию лагеря. Однако, больше нам не удалось побывать в данном селе. К сожалению, лето 1972 года оказалось для нашего палаточного лагеря последним. В ночное время в один из дней сильный ветер с ливнем ломал и выворачивал с корнем деревья. По счастливой случайности никто не пострадал, но во избежание трагедии, наш палаточный лагерь закрыли.
В последующие годы нас, воспитанников школы-интерната № 6, возили отдыхать в пионерский лагерь имени Павлика Морозова (в настоящее время «Огонек»), расположенный на окраине села Селеткан, в живописном месте (сосновом бору), недалеко от реки Пёра.
О данном пионерском лагере у меня тоже остались хорошие воспоминания.
Ежедневно утром меня будил дежурный воспитатель, давал пионерский горн, с которым я в 7 часов выходил на крыльцо и играл подъем.
После сигнала все выбегали из корпусов и организованно отрядами шли на стадион, где под руководством физрука проводилась зарядка, а по окончании гигиенические процедуры.
В лагере в то время все удобства были на улице, длинный ряд умывальников с холодной водой, который состоял из горизонтальной трубы с множеством кранов, а стекала вода на землю. Зубы чистили зубным порошком. Воду с реки в большой бочке привозил лагерный конюх. Туалет деревянный, также находился на улице. Баня один раз в неделю (всех водили в сельскую баню, расположенную за железной дорогой), в этот же день меняли постель. В корпусах стояли бачки с питьевой водой.
После завершения указанных мероприятий проводилась утренняя линейка, на которой обязательным было поднятие флага, а также доводилась информация о том, что и когда сегодня будет проводиться.
В восемь часов завтрак, по окончании которого уборка территории. Кроме того, каждый отряд перед своим корпусом оформлял свою клумбу-календарь (эмблему) из шишек, дерна, кирпичного порошка и иного материала.
В 60-70-е годы в пионерском лагере было полное самообслуживание. Дети сами подметали территорию вокруг корпуса, дежурные подметали и мыли полы в корпусе (дежурили все), за чистотой в лагере следили ребята.
По окончании проводились различные мероприятия, в том числе спортивные соревнования по футболу, пионерболу, пионерскому четырехборью «Дружба» (бег на 60 м, прыжки в высоту, длину, метание теннисного мяча), сдача норм ГТО. В течение нескольких лет я становился чемпионом лагеря по пионерскому четырехборью «Дружба», а в моей домашней коллекции хранится золотой значок ГТО, который мне вручили в те годы.
При хорошей погоде организовывалось купание в реке.
Ежедневно все отряды поочерёдно дежурили в столовой, накрывали на столы.
После обеда по команде вожатого все вставали и громко благодарили поваров: «Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам». По окончании обеда дежурные убирали со столов посуду, относили её на кухню.
Кормили хорошо, разнообразно и вкусно, ежедневно на столах были различные соки, стряпня, приготовленная в русской печке. Главный критерий летнего отдыха, - говорили взрослые - это среднедушевая прибавка в весе. Дети в лагерь ехали поправляться. Их взвешивали в начале и в конце смены.
После обеда в лагере был тихий час, все должны были лежать в своих кроватях, даже если и не хотелось спать. После тихого часа полдник и занятия по интересам в различных кружках (игра в шахматы, шашки, настольный теннис, футбол, пионербол, рисование, чтение книг, различное рукоделие, танцы и многое другое, где ребята могли попробовать свои силы). Также организовывались однодневные походы, праздновались дни рождения.
В лагерь часто привозили фильмы, а из-за отсутствия киномеханика их возвращали. Позднее директор лагеря, узнав, что я смогу заменить киномеханика, попросил меня показывать фильмы, я согласился. Все прошло хорошо, киноустановка марки «Украина» мне была знакома с интерната, почти еженедельно, в выходные дни, я по просьбе учителя физики для воспитанников интерната организовывал показ кинофильмов. В пионерском лагере за мной это общественное поручение закрепилось на постоянной основе, а также - включать радио оборудование и по просьбе воспитателей или вожатых через микрофон сообщать различные объявления.
Вечером горнист (это я) созывал всех на ужин, а после на линейку, на которой подводили итоги дня, поощряли отличившихся и порицали нарушителей дисциплины, опускали флаг. Все расходились и готовились ко сну.
В лагере традиционно проводился праздник Нептуна, который нравился детям.
В воскресные дни приезжали родители, для них показывали концерт, подготовленный ребятами.
Традиционно в лагере было два запрета - покидать без разрешения территорию лагеря и купаться в реке без сопровождения взрослых. Нарушителей наказывали, вплоть до исключения из лагеря.
В последний день смены - праздничный ужин и большой прощальный пионерский костёр на стадионе, вокруг которого проводили различные конкурсы и пели под баян пионерские песни.
А утром все разъезжались по домам.
Спустя годы, оценивая зачем нужен лагерь ребенку, следует сказать, что плюсов больше и фактически нет минусов: это правильный режим сна и отдыха; здоровое сбалансированное питание; пребывание на свежем воздухе; большой выбор кружков и секций по интересам; общие праздники и развлечения; полезные для здоровья занятия; безопасность.
Кроме того, в лагере дети были всегда под присмотром, дышали сосновым воздухом, питались по режиму, учились жить в коллективе, приобретали новых друзей и возвращались домой здоровыми, окрепшими, загорелыми, полными сил и энергии.
Валентин Бурсянин
Владимир
Спасибо редакции за эту публикацию. Похожие воспоминания, я думаю, есть у большинства соотечественников, чей школьный возраст совпал с периодом "позднего Советского Союза": 60е - начало 80х.