Я очень хорошо помню, что этот рязановский фильм, когда в конце 80-х вышел на экраны страны, просто взорвал общественное мнение. Общество, доселе закрытое наглухо и безголосое, негодовало: «Этого не может быть! Это нельзя показывать! Это поклеп на советских детей и на советскую школу!». Примерно в таком русле развернулась дискуссия в СМИ, обретшими, наконец, свободу слова. Хотя многие все-таки понимали, что режиссер фильма «Дорогая Елена Сергеевна!» высветил нелицеприятные стороны нашей действительности тех лет. То, что все втихомолку продавалось и покупалось. Престижные должности, места в институтах, места в лучших клиниках страны… Про это все знали, но говорить вслух было нельзя. Не принято. Фасад нашего общества должен был быть привлекательным. Лицемерием насквозь было пропитано все наше общество. И сказать вслух об этом в те годы – надо было обладать большим гражданским мужеством. Тем более, покуситься на нравственный облик советской школы и «продукт», ею выпускаемый. Ведь дети выходят в большую жизнь, впитав и то хорошее, и, увы, то плохое, те нравственные принципы, что заложили в них родители. И, разумеется, школа.
И хотя минувшие 20-30 лет сделали нас всех более прагматичными, а в целом все общество – более меркантильным и жестоким, и многие нравственные ценности, к сожалению, померкли, а то и вовсе утрачены, но обнажить еще раз, вскрыть этот нарыв и, что удивительно, получить от современного зрителя, ко многому привыкшего, сильнейший зрительский отклик – вот что удивительно.
… 27 мая на сцене городского Дома культуры и спорта состоялась премьера. Это новая творческая работа молодого режиссера шимановского народного театра Татьяны Юсуповой, выпускницы Хабаровского института искусства и культуры. Этим спектаклем театр должен был подтвердить звание «народный», поэтому в зале присутствовали двое представителей областного Дома народного творчества. Именно они после спектакля должны были высказать свои профессиональные суждения, а позже вынести вердикт. А по заполненному зрительному залу можно было судить, что шимановский зритель с интересом ждет премьеру.
Очень сложную психологическую драму по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна!» взяла для постановки режиссер. Тем более сложную для самодеятельных артистов. Много эмоционально-сложных монологов (где всю душу – наизнанку!), много психологических поворотов сюжета и много нравственных падений предстоит пережить и показать актерам на сцене. Сюжет, как нельзя, актуальный: идут выпускные экзамены, и четверо выпускников одной из школ неожиданно нагрянули домой к своей учительнице. Под благовидным предлогом поздравить свою учительницу с днем рождения, а на самом деле - переписать свои экзаменационные работы. Ведь один из них сдал чистый лист, а другому крайне нужна пятерка в аттестате. Двое других участвуют в этой авантюре за компанию. А воспользоваться они хотят ключом от шкафа, где находятся экзаменационные работы, который хранится как раз у Елены Сергеевны… Вот такая авантюрная завязка.
Действие всего спектакля происходит в одном месте – на квартире учительницы. И весь спектакль на сцене пятеро его героев. Пять разных судеб, можно сказать, разного социального статуса и разных нравственных начал. Но поставленных волею случая перед одним нравственным выбором. Учительницу старой закалки, для которой предать, солгать, сподличать – невозможно ни при каких обстоятельствах, сыграла Тамара Шишло. Лучше в бедности, но честной и порядочной - вот ее жизненный принцип. Всю себя – любимой работе. Тем больнее и трагичнее для нее предательство ее учеников. Очень целеустремленный, хорошо знающий, чего хочет в этой жизни (а хочет он поступить в самый престижный в те годы институт – МГИМО), юный, но уже подающий надежды подлец, про которых говорят: «Мать родную не пожалеет…» - все это про Володю, которого убедительно сыграл Александр Ярич.
Интеллигентного мальчика из хорошей семьи Пашу, которому очень нужна для будущего успешного продвижения по жизни именно “пятерка” по предмету, играет Тимур Кондрашин. Свой собственный некрасивый, мягко говоря, поступок герой оправдывает именно этим, подводя под случившееся свои философские размышления. Еще не сформировался как личность, подвержен чужому, более сильному, влиянию. Думается, именно Тимуру было тяжелее всех актеров: с одной стороны – он играл своего ровесника, с другой – у него пока нет за плечами жизненного опыта, который есть у других актеров, занятых в спектакле. Ляля, любимая девушка Паши. Этой героине в исполнении Анны Соловьевой, предающей дважды – и своего учителя, и своего друга, на сцене пришлось пережить не только нравственные муки и первой ужаснуться содеянному, но и выдержать физические унижения. Эти эпизоды спектакля, сыгранные ею в дуэте с Александром Яричем, настолько были представлены реалистично и убедительно, что вызвали у многих зрителей внутреннее содрогание. Сумел вызвать симпатию к своему герою и обаять зрителей Александр Ковалевич. Его Виктор, сын «хорошо закладывающего» отца, уже и сам уверенно идущий по стопам родителя, еще не совсем растерял человечность. Да, жалость и сострадание вызывает этот парень, родиться которому выпало в бедной и пьющей семье… А при других обстоятельствах мог бы вырасти вполне нормальным, работящим парнем.
Когда спектакль закончился, первые мгновения зрители пребывали в каком-то психологическом ступоре, шоке. У многих были слезы на глазах. Было ощущение, что мы все присутствовали и участвовали (хоть и пассивно) в том насилии, что было на сцене. А потом были взрыв аплодисментов, цветы - артистам и режиссеру и слова благодарности за игру и мастерство, высказанные заместителем мэра города В.А.Боробовой. И пожелание новых творческих работ.
…Весь последующий день я была под впечатлением от спектакля. И постоянно ловила себя на одной мысли: закончится, наконец, эта жуткая ночь, наступит утро… А каким для героев спектакля будет наступивший день? И как сложится их дальнейшая судьба?
Какие уроки каждый из героев извлечет из случившегося? Виктор, наверное, сопьется окончательно. И, естественно, ни о какой дальнейшей учебе речи не может быть. Паша, думается, все-таки, обретет силу духа и вырастет нормальным человеком и гражданином. Прекрасно устроится в этой жизни Володя: наступали благодатные для таких людей времена. Получит блестящее образование (при его-то родителях и связях!), и теплое местечко где-нибудь ему обеспечено… Но это уже другая история и другие времена.
В.Талова