К 40-летию прибытия на строительство БАМа посланцев XVII съезда ВЛКСМ
Сорок лет назад развернулось строительство Байкало-Амурской магистрали, которую назвали "стройкой века". А назвали так благодаря ее масштабам и из-за протяжённости во времени. Это великая стройка коснулась многих жителей нашей страны, и моя семья оказалась причастна к строительству Байкало-Амурской магистрали. Моя бабушка Нестерова Надежда Ивановна рассказывала, что каждый день по радио звучали песни о строящихся ГЭС, больших заводах и о БАМе. Вот тогда, в начале 70-х годов, и началась ее трудовая биография. В это время она жила в Хабаровске, отрабатывала положенные 3 года в геологической экспедиции и после техникума поехала в Шимановск. Почему она уехала? Да потому что просто хотелось поучаствовать в большой стройке. Покидая шумный Хабаровск и переезжая в маленький городок, она знала, что здесь строится целый комплекс бамовских предприятий, и непременно хотела работать по своей профессии. Моя бабушка - геолог, а в геологии плоды твоего труда не сразу заметны, а на стройке - каждый день перемены. И плоды своего труда можно потрогать руками. А в геологию можно вернуться, решила бабушка, когда-нибудь через несколько лет.
Ровно через год ей сказали, что пустим первую очередь завода ЖБК, вот тогда и можно будет в штат, а сейчас нужно учиться. Дирекция контролировала сооружение объектов, подбирала рабочих для предприятий. Те, у кого не было той или иной профессии, направлялись на учёбу. И мою бабушку отправили учиться в Свердловск. Специальность, которую она получила там, называлась "машинист козловых, мостовых и башенных кранов". Всего несколько месяцев пробыла на учёбе бабушка, а как много изменений произошло на стройке. В главном корпусе ЖБК закончились отделочные работы. Был готов мостовой кран в первом пролёте, где предстояло ей работать. Запомнился молодой крановщице знаменательный день - 20 июня 1975 года, когда ей доверили разбрасывать листовки со своего крана с именами лучших строителей в честь выпуска первого бетона. Волнующим был этот праздник для строителей, был сдан первый объект. А дальше наступили рабочие будни, нужно было давать продукцию БАМу.
В первом пролёте, где работала моя бабушка, выпускали дорожные плиты, балки и другие изделия. Бригады, которые работали здесь, состояли из таких же, в основном, молодых специалистов. Конечно, не всё получалось у них в первое время, и моя бабушка, как могла, помогала им. Подбадривала словом, а работая на кране, пыталась предугадывать команды бригадиров. Те дни очень чётко отпечатались у нее в памяти, потому что они были первыми днями становления молодого коллектива. Производство ЖБК вышло на полную мощность. Выросли и вчерашние новички. Бригадир Анатолий Кнельц стал, например, начальником цеха. Ушла из первого пролёта бабушка, стала работать на складе готовой продукции цеха КПД. Работать здесь было трудно, ведь там она работала на заводе в корпусе, а здесь - на свежем воздухе, но бабушке нравилось. Она делала важное дело, комплектовала детали целых домов для отправки на трассу.
Моя бабушка, Надежда Нестерова, была молодым коммунистом в бригаде Николая Ильченко. Было много трудностей, их надо было преодолеть, прежде чем комбинат станет работать стабильно. Но всё же, главное - освоение мощностей, нужно было производить несколько тысяч квадратных метров жилья в год. В бабушкиной бригаде это выполняли достойно, как и на всем заводе.
Я думаю, это здорово: в один прекрасный день уехать на ударную стройку и влиться в молодой коллектив развивающегося завода. Смогла бы я, когда вырасту, пройти этот сложный путь молодых специалистов БАМа, начинающих свою трудовую биографию на стройке века, как моя бабушка, Нестерова Надежда Ивановна? Для нас, молодых, это пример настоящего жизненного подвига. Я думаю, если будет в моей судьбе такой же шанс, я его обязательно использую.
Анастасия Нестерова, 7-й класс,
воспитанница клуба «Истоки» (ЦДТ), руководитель Т.П.Богомазова