Сегодня идет активная подготовка к празднованию 50-летия с начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Основные дни празднования юбилея намечены на 6-8 июля 2024 г., которые пройдут в столице БАМа - городе Тында.
В этой связи, я хочу поделиться с читателями, своими земляками воспоминаниями об этой легендарной стройке, что меня с ней связывало.
Родился я в селе Алексеевка Шимановского района. Мама умерла в 1960 году, когда мне не было и двух лет. Вскоре отец перевез меня и троих братьев в новую семью, в село Мухинское, через некоторое время их направили в школу-интернат № 6, а меня оставили с отцом.
Позднее, когда мне было примерно 5 лет, мы переехали в Шимановск, жили у родственников отцовой жены. Через какое-то время новый переезд, но уже в свой дом (очень ветхий), на ул. Сюткина, которого в настоящее время нет.
Первый класс окончил в школе № 178, а со 2 по 5 учился в новой средней школе № 3. После лишения отца родительских прав, меня перевели в школу-интернат № 6 (в настоящее время закрыта).
В 1974 году, после окончания 8 класса в интернате, я вместе с группой одноклассников продолжили учебу в 9-10 классе в Райчихинской школе-интернате № 1 поселка Широкий.
В 10 классе директор интерната предложил мне в течение нескольких месяцев поработать за небольшую плату в подсобном хозяйстве интерната, деньги пригодятся по окончании школы, сказал он. Учитывая, что наша семья когда-то держала корову, поросят и кур, проживая на ул. Сюткина, и мне приходилось за ними ухаживать (кормить, чистить стайку). Имея небольшой опыт ухаживания и понимая, что мне действительно скоро поступать учиться и понадобятся деньги, я согласился.
В мои обязанности входило ухаживание за взрослыми свиньями и поросятами. После учебы, во второй половине дня, я из школьной столовой двумя ведрами доставлял пищевые отходы до свинофермы, которые сливал в бочку, размешивал с запаренным кипятком комбикормом и кормил более 20 поросят (вместе с маленькими).
Кроме того, необходимо было очистить клетки от навоза, с вывозом на тележке за пределы помещения и подстилка опилками. После проведения всех мероприятий, в библиотеке готовился к занятиям на следующий день.
Два года учебы пролетели быстро. В июне 1976 года нам вручили аттестат о среднем образовании, а уже на следующий день директор интерната сообщил, что я уже не являюсь воспитанником, и поэтому мне необходимо освободить комнату в общежитии и перейти жить на месяц в бывший учительский дом, в котором давно никто не проживал.
Учитывая, что я не являюсь воспитанником, меня сняли с питания в столовой, предоставили постельные принадлежности, выдали по одному килограмму продуктов питания (сливочное масло, сахар, печенье, конфеты). Кроме этого, выдали комплект б/у вещей, в том числе шапку и большого размера шинель с эмблемой ПТУ, а также 10 рублей на поездку до Благовещенска.
В отсутствии кровати, я спал на полу. В квартире, куда меня поселили, отсутствовали холодильник, плитка, чайник, кастрюли, то есть приготовить пищу было не на чем. В поселке не было столовой, поэтому питаться приходилось тем, что у меня было и что-то приобретал в магазине.
Чтобы как-то жить, я на месяц за небольшую зарплату, устроился работать на железную дорогу в качестве монтера путей на станции «Холодный ключ» п. Широкий. В свободное от работы время ходил на стадион, где готовился к поступлению в Благовещенский государственный педагогический институт, на факультет физического воспитания и спорта.
Время пролетело быстро, успешно сдав все экзамены, меня зачислили на первый курс института.
После экзаменов все разъехались (перед колхозом) по домам на месяц, а мне ехать было некуда.
Оставшись в городе без общежития и без денег, мне ежедневно приходилось думать, где ночевать. Учитывая, что общежития пока не предоставили, а стипендия не скоро, я устроился грузчиком на Благовещенскую кондитерскую фабрику «Зея», где заработную плату, хоть и небольшую, но платили ежедневно, по окончании работы.
В дальнейшем учебу и спортивные тренировки совмещал с подработкой на кондитерской фабрике, разгрузке вагонов с углем в гортопе, грузчиком на бакалее и ликероводочном заводе, а также ночным сторожем в благовещенском Дворце пионеров и школьников.
В 1979 г., за год до окончания института, я задумался, куда поехать работать. В те годы в стране был активный подъем патриотизма, молодежного движения, комсомольцы и молодежь активно ехали на различные комсомольско-молодежные стройки, особенно на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
А вызвано это было тем, что 27 апреля 1974 года на XVII съезде комсомола БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и первые отряды комсомольцев отправились покорять тайгу.
Об этих событиях и о достижениях в строительстве ежедневно сообщалось в газетах, на радио и телевидении. Это было огромное событие в жизни страны, гордость за то, что в стране и у нас в Амурской области идет стройка века.
В конечном итоге, это и повлияло на мою дальнейшую судьбу, в связи с чем, я окончательно решил, что хочу связать свою судьбу с БАМом. Однако при распределении, а оно было обязательным для всех выпускников, мест для работы в образовательных учреждениях, расположенных в районе строительства магистрали, не оказалось. Посмотрев карту, я увидел, что ближайший населенный пункт, где можно было трудоустроиться, был северный поселок Стойба Селемджинского района, это чуть больше 90 км до поселка Февральск, где в это время на селемджинском участке БАМа (210 км.) уже разворачивалось строительство магистрали (строились мосты, шла отсыпка полотна, выпиливался лес и т.д.).
И вот моя мечта сбылась, и с 15 сентября 1980 г., я - учитель физкультуры в Стойбинской средней школы. Работа была интересная и не менее насыщенная общественная жизнь. Меня избрали секретарем учительской комсомольской организации школы, вскоре мы установили тесные контакты с учительскими и ученическими комсомольскими организациями поселка Февральск, выезжали с концертами, принимали участие в различных конкурсах, спортивных соревнованиях и иных мероприятиях.
Все было хорошо, но у меня не было жилья. Директор школы обещала, что к моему приезду жилье предоставят. Однако на деле оказалось, что жилья нет и в ближайшее время не предвидится. Мне пришлось большую часть времени жить в бывшем помещении прачечной (бани), которое когда-то было построено для интерната и не было приспособлено для жилья.
В некоторых местах через щели было видно улицу. Печь дымила, на трубе отсутствовала задвижка, по этой причине сколько ни топи, в помещении было постоянно холодно, ночью я фактически не спал. Боялся замерзнуть, угореть или сгореть.
По этой причине, в школе приходилось находиться фактически целый день, до обеда были учебные занятия, а после обеда тренировки со школьниками в спортивных секциях.
О том, что меня не устраивает жилье, я постоянно информировал директора школы, на что она отвечала, что жилья нет и не предвидится.
В один из дней мне предложили пожить в общежитие для водителей местного транспортного предприятия, поселив в комнату на 10 человек, предоставили кровать со сломанными спинками и растянутой сеткой. Ночами я фактически не спал, в комнате постоянно горел свет, одни водители приезжали, другие уезжали в рейс. Нередко пьяные посиделки, разборки и громкая речь. Такие условия меня тоже не устроили, и я окончательно принял решение уехать, о чем поставил в известность директора школы. По этой причине в апреле месяце мне предложили пожить в профилактории транспортной конторы (в профкоме я приобретал путевку, от которой отказался кто-то из водителей, продолжительностью до двух недель). Жилищные условия были удовлетворительные, а также трехразовое питание.
Таким образом, в профилактории я прожил до конца учебного года, затем работа в пионерском лагере, который располагался в селе Норск, на живописном берегу реки Альдикон.
В течение учебного года, пока я работал в школе, мне неоднократно предлагали перейти на работу в Селемджинский райком ВЛКСМ, с предоставлением комнаты, я согласился.
Отработав первую смену в пионерском лагере, сходив в отпуск, меня 15 сентября 1981 года приняли на работу в качестве секретаря-заведующего отделом учащейся молодежи и пионеров Селемджинского районного комитета ВЛКСМ и, самое главное, предоставили комнату в старом здании бывшего детсада, общей площадью 4 м. кв., с удобствами на улице. Я был бесконечно рад, что у меня наконец-то появилось собственное жилье.
Через два года работы, в октябре 1983 г. на Пленуме Селемджинского райкома ВЛКСМ меня избрали первым секретарем.
Моя работа заключалась в решении проблем молодежи на объектах, расположенных на территории всего Селемджинского района, в том числе и на селемджинском участке БАМа.
Комсомольцы и молодежь ехали на стройку в основном по комсомольским путевкам, их надо было встречать, оказывать содействие в трудоустройстве, постановке на комсомольский учет, эту роль взял на себя Селемджинский райком ВЛКСМ, который также оказывал помощь в создании комсомольских организаций на предприятиях, привлечение молодежи к участию в соревнованиях по выполнению производственных планов, организация работы комсомольско-молодежных коллективов, организация и проведение конкурсов лучший по профессии (среди штукатуров, маляров, токарей, сварщиков, бульдозеристов, водителей, поваров и других), досуга молодежи, конкурсы художественной самодеятельности, участие в спортивных соревнованиях по футболу, волейболу, баскетболу, лыжным гонками, легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы, поощрение лучших комсомольцев, чтение лекций, политинформаций об обстановке в мире, стране и районе, телевизоров в тайге не было, а народу откуда-то надо же было узнавать новости, организация и проведение иных мероприятий.
На предприятиях из комсомольцев и молодежи создавались посты «Комсомольского прожектора», которые принимали активное участие в укрепление трудовой дисциплины, экономном расходование строительных материалов, электроэнергии, эффективном использовании техники и оборудования. По итогам рейда «Комсомольского прожектора» выпускалась газета, в которой отражались недостатки, с указанием виновных лиц. При этом активисты добивались устранения нарушений и привлечения виновных к ответственности. С решением комсомольской организации руководитель предприятия, как правило, считался, нарушения устранялись, виновные лица привлекались к ответственности.
В районной комсомольской организации, а также в комсомольских организациях Селемджинского участка БАМа велась история, куда записывались имена комсомольцев и молодежи, комсомольско-молодежные коллективы, которые внесли значительный вклад в выполнение планов строительства и награжденные различными наградами ЦК ВЛКСМ.
В общем, работы было немало. Приходилось решать разные проблемы, в том числе жилищные, с которыми в то время было сложно, особенно в тайге. Дома были щитовые, продуваемые со всех сторон. Несмотря на тяжелые условия жизни и работы, люди ни о чем не жалели, верили и знали, что будут построены станции, поселки, города, детские сады, школы и будет работа, а трудности временные. На БАМе создавались семьи, рождались дети. И я как первый секретарь, депутат Селемджинского районного Совета народных депутатов (двух созывов), совместно с уполномоченными органами занимался решением всех проблем молодежи, молодых семей.
В период строительства магистрали в Февральске неоднократно приходилось встречать агитпоезда Центрального комитета ВЛКСМ «Комсомольская правда», «Молодогвардеец», в составе которых приезжали известные поэты, композиторы, артисты, ученые, лекторы и многие другие, организовать их встречу и выступление в трудовых коллективах.
Одним словом, жизнь на БАМе кипела, молодежь не пугали ни бытовые неудобства, ни тяжелый климат, среди людей царила доброжелательность, зачастую большинство знали друг друга, жили дружно, вместе отмечали праздники, играли свадьбы и, главное, были уверены в завтрашнем дне.
В памяти о тех временах у меня остались самые теплые воспоминания. Среди которых раритетный «костыль» с разъезда Мирошниченко - одного из участков стройки БАМа, значки и вымпелы, посвященные строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
С 1985 г. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль - имени Ленинского комсомола.
В 1986 году меня наградили государственной наградой - медалью «За участие в сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
Кроме того, в моей коллекции, посвященной БАМу, хранится билет на первый пассажирский поезд «Комсомольск–Тында», на котором я из Февральска приехал в Тынду, где 27 октября 1984 года прошли праздничные торжественные мероприятия, посвященные открытию сквозного движения на всем протяжении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Первый поезд ехал долго от станции Февральск до города Тында, часто останавливался, и только на следующий день мы прибыли в столицу БАМа.
Храню я также программу проведения данного торжества и значки.
Мне посчастливилось быть участником этого исторического события, в работе которого приняли участие руководители государства, обкомов, крайкомов, республиканских комитетов ВЛКСМ, а также известные легендарные строители, благодаря которым была завершена гигантская стройка.
С Селемджинским районом у меня многое связано. Там я проработал около 20 лет, в сентябре 1985 года создал семью (одна из первых в области была проведена комсомольско-молодежная, безалкогольная свадьба), родились двое детей (подрастают двое внуков), а самое главное - там был особый дух.
В настоящее время продолжается расширение БАМа и Транссиба, с 2021 года ведется строительство второй ветки Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, в области возводятся два путепровода, ведутся и иные работы. Благодаря чему у жителей бамовских поселков вновь появилась надежда на лучшее.
Валентин Бурсянин
Путеукладчик железнодорожного полотна на станции Февральск
Перед поездкой на первом поезде от Февральска до Тынды