«Я бы с тобой пошел в разведку»
30 лет назад, 15 февраля 1989 года последний советский солдат покинул территорию Афганистана. Закончились сражения. Осталась история. Осталась память о тех, кто не вернулся. И о тех, кто до сих пор вспоминает, как воевали, жили каждый день на той войне.

Накануне памятного дня мы встретились с председателем правления Шимановского местного отделения Амурского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана» и «Боевое братство» майором в отставке Юрием Александровичем Васильевым. И вот что он нам рассказал:
 
- В 1979 году я окончил школу, жил тогда в Чувашской СССР, на Волге.  Вместе с другом поехали поступать в Калининградское высшее военное училище. Экзамены сдали все, но в списках поступивших себя не обнаружили. И в ноябре этого же года меня призвали в армию. Служил на погранзаставе в Бурятии. Пропускали поезда Москва-Пекин. Через год службы командир роты капитан Шилов вызвал на беседу. Подробно расспросил, не пропало ли у меня желание стать военным. И, получив мой утвердительный ответ, сказал, что я вместе с другими 50-ю солдатами буду проходить подготовительные курсы для поступления в Алма-Атинское высшее пограничное командное училище.
 
На этих курсах нас готовили не только по школьным предметам, например, математике, но мы еще проходили и так называемый «курс молодого бойца» - кроссы, чистка картофеля, различные тесты на стрессоустойчивость и другие. Экзамены сдал успешно.
После четырех лет обучения, в звании лейтенанта поехал служить заместителем начальника погранзаставы Ольгино в Сковородинский район. Это был 1984 год.
 
Затем была служба начальником заставы Калиновка. Ко мне пришли служить замполит и заместитель начальника заставы – они только что прибыли из Афганистана. Поразило меня то, что эти совсем молодые ребята были полностью седыми.
 
Кстати, нас, всех офицеров, отправляли в госпиталь на обследование  - пригодность к службе в «горячих» точках. Я тоже такое обследование прошел. Вышел с резолюцией – годен. 
 
Рапорт о желании прохождения дальнейшей службы в Афганистане написал сам. И в 1987 году поехал сначала в Ашхабад, и уже оттуда – в Афганистан. 
 
Из Керкинского пограничного отряда вертолетом переправили в Фазабат (250 км от границы), там я и принял заставу. В моем подчинении было 50 ребят, отряд был оснащен техникой, боеприпасами. Занимались мы сопровождением колонн.   
 
О том, что такое служить в Афганистане, понял сразу. В первый же день моей службы нашу заставу взяли в кольцо 2000 моджахедов…

Юрий Александрович вспоминает годы службы в Афганистане – а я понимаю, что каждый день из полутора проведенных там лет этот человек, командир погранзаставы, был на войне. В то время, когда мы, его ровесники, ходили в кино, сдавали сессию, бегали на свидания, он принимал решения об открытии огня по целям, отправлял молодых бойцов в разведку, рисковал своей жизнью, думал о каждом из своих подчиненных. А они, подчиненные, получали ранения, кто-то возвращался домой, некоторые погибли.   
 
Дома Юрия Александровича ждали родители, семья. Он для них был в служебной командировке. И эта командировка, малая по времени, заняла в его жизни одну из главных позиций. Трудности научили быть сильным, и недаром даже сейчас основной критерий, оценка для любого человека у Юрия Александровича одна: «Я бы с тобой пошел в разведку».