Проблема совершения мошенничества в сфере использования сотовой связи и сети Интернет сегодня наиболее актуальна. По последним данным, 91 % населения имеет мобильный телефон в собственности. Активное использование сотовой связи стало инструментом в руках преступников.
Особенности преступлений, совершаемых в сфере использования сотовой связи, заключается в их латентности, недостаточном законодательном урегулировании, и в колоссальном причиненном ущербе. Многие отечественные сотовые операторы предпочитают не афишировать свои потери от мошенничества, хотя убытки числятся в нескольких миллиардах долларов. В результате проведенного опроса российских абонентов установлено, что о мобильном мошенничестве знают 78 % респондентов, а 15 % отметили, что их родственники и друзья пострадали от действий мошенников.
Только ваша ориентированность и бдительность в этом вопросе помогут избежать самых нежелаемых последствий.
Из всех видов данного мошенничества можно выделить самые популярные:
- мошенничество в сети сотовой связи, связанное с публичным объявлением. Способ обмана очень прост: на сотовый телефон приходит SMS-сообщение о выигранном имуществе и предлагается отправить сообщение, либо позвонить на определенный номер, либо ранее часто показываемое по телевидению рекламное сообщение по торговле мобильного контента. Предлагается также отправить сообщение на номер и получить желаемое абонентом: музыкальный файл, картинку. Зачастую абонент ничего не получает, либо с его счета списывается больше, чем указана сумма, средств. Это возможно, если злоумышленник откроет коммерческий номер, то есть платный номер с целью получения прибыли от звонков или присланных сообщений;
- мошенничество в сети сотовой связи, связанное со звонком на номер абонента с коммерческого номера и моментальный сброс вызова. Не дождавшись ответа, ничего неподозревающий абонент перезванивает по данному номеру, и с его счета списываются денежные средства. Возможно, что жертве на абонентский номер придёт сообщение, которое в последующем окажется фальшивкой, о пополнении баланса и далее поступит звонок с просьбой перевести полученные абонентом деньги, так как он их получил по ошибке. Одним из самых популярных способов - это звонок с сообщением о каком-либо происшествии с родственником, другом абонента или же сотрудником правоохранительных органов и также просьба о переводе денежной суммы для того, чтобы все уладить;
- сообщение реквизитов по телефону. Очень распространенная ошибка: под самыми разными предлогами мошенники запрашивают номер карты, ее срок действия и код CVV. Как и в случае с ПИН-кодом, эти реквизиты сообщать нельзя никому. Если у вас спрашивают только номер карты, это вполне законно и может использоваться для Р2Р переводов. Если же речь заходит о сроке действия и защитном коде с обратной стороны карты, сразу просто кладите трубку, это 100% мошенники. Ни государственные служащие, ни работники банка не имеют права и не будут спрашивать такие данные.
С каждым днем придумываются всё новые способы обмана. То, что перечислено выше, – лишь малая доля того, что существует в реальности. Поэтому нужно всегда быть осторожным и предельно внимательным.