Мы публикуем выдержки с заседания президиума Государственного совета, посвящённое вопросам комплексного социально-экономического развития регионов Дальнего Востока. Мероприятие прошло в рамках Восточного Экономического форума.
"Президиум Госсовета проходит сегодня на площадке Восточного экономического форума. Тема нашего заседания - комплексное развитие территории Дальнего Востока, создание условий для достижения в каждом его регионе уже к середине следующего десятилетия качественных, очевидных для всех изменений. Мы приняли решение о масштабном, новом и прогрессивном обновлении и освоении Дальнего Востока.
Понятно, что за прошедшие несколько лет невозможно было кардинально переломить отставания, накопленные десятилетиями. И, откровенно говоря, когда я смотрю на то, что делается, иногда возникает такое чувство, что совсем мало что делается, потому что хочется быстрее, хочется работать эффективнее - хочется, чтобы все мы работали эффективнее. Но я понимаю, что всё, что мы делаем, - это вещи длительного цикла исполнения, поэтому всё не так просто и не так быстро, как нам хотелось бы.
Но, конечно, есть и позитивные изменения, сделано в целом немало. Созданы специальные институты развития, сформирована необходимая законодательная база, на её основе уже работают территории опережающего развития и свободный порт Владивосток, действует программа "Дальневосточный гектар", запущены крупные инфраструктурные и индустриальные проекты - всё это уже даёт определённую отдачу.
Так, темпы роста промышленности в макрорегионе превышают среднероссийские. За три последних года - три последние предыдущих года были непростыми для российской экономики в целом - всё-таки рост составил в среднем 8,6 процента. Это, конечно, резко отличается от того, что мы видим по стране.
Мы уже научились привлекать на Дальний Восток инвестиции, и эта работа, безусловно, будет продолжаться. Сейчас на первый план выходит задача повышения уровня жизни людей. Он должен не только достичь среднероссийского, а в перспективе и как можно быстрее превысить этот уровень. Очень важно добиваться таких позитивных перемен, которые реально почувствуют люди, живущие в дальневосточных регионах.
Известно, что в последние 25 лет отсюда в основном только уезжали: макрорегион покинули почти 2 миллиона его жителей. Сегодня миграционная ситуация немного лучше, но численность населения тем не менее продолжает ежегодно сокращаться - правда, не такими темпами, как было раньше, но всё-таки где-то на 0,3 процента. Наша магистральная задача - повысить привлекательность Дальнего Востока. Это значит, достойное жильё, качественное здравоохранение, транспортная доступность, современные школы, детские сады и ясли. Словом, нужно создавать условия, чтобы сюда приезжало как можно больше трудолюбивых, талантливых, образованных людей.
Решение и экономических, и социальных задач может быть успешным только при комплексном развитии всех девяти дальневосточных регионов. Проекты таких планов для каждого из этих регионов на период до 2025 года готовятся Правительством совместно с регионами. Это очень ответственный этап, когда нужно всё тщательно продумать и просчитать.
Между тем проблемы уже сейчас возникают как на уровне федерального бюджета, так и на уровне отдельных ведомств. Мы знаем, что в силу различных, объективных в том числе, причин нам пока не удаётся выполнить всё, что мы собирались сделать по финансированию дальневосточных проектов, имею в виду федеральный бюджет. Хотя выстроена там работа в целом неплохо.
Я обращаю внимание всё-таки Правительства, в целом экономического блока, Минэкономразвития, Минфина, на то, что Дальний Восток продолжает у нас оставаться приоритетом. Давайте не будем об этом забывать никогда. Прошу оперативно внести здесь необходимые коррективы, на будущее обеспечить гарантированное финансирование программ комплексного развития регионов.
Напомню также и о принятом решении выделять так называемые дальневосточные разделы в ключевых программах. Я посмотрел отчёт об исполнении этого решения, своего рода рейтинг госпрограмм в интересах Дальнего Востока. Надо прямо сказать, по ряду направлений картина, не хочется говорить, удручающая, но, мягко говоря, скромная.
О чем идёт речь? Кто составляет программы-то? Отраслевые министерства и ведомства. И вместо того чтобы там выделять, как я и просил, дальневосточные направления, или вообще нет, или это представлено только чисто символически. Послушайте, я хочу обратиться к своим коллегам в Правительстве. Я проанализирую, это серьёзно, вот честное слово - я посмотрю на это самым серьёзным образом, и, кто не будет исполнять это (я хочу, чтобы все услышали), будут приняты соответствующие меры: нужно будет привлекать людей тогда в эти министерства и ведомства, которые понимают приоритеты развития страны. Прошу вас иметь это в виду и исправлять ситуацию.
Далее. На нашем заседании присутствуют руководители компаний, которые вкладывают свои средства в развитие Дальнего Востока. Хотелось бы услышать именно от вас, уважаемые коллеги, насколько эффективны механизмы поддержки со стороны федеральной и региональной власти. Считаю возможным поставить конкретную задачу: в предстоящие три года все дальневосточные субъекты Федерации должны войти в первую половину национального рейтинга регионов по качеству делового климата. Это значит, что интенсивность, динамика позитивных изменений на Дальнем Востоке должна быть действительно опережающей. Другие регионы также будут стремиться улучшить свои позиции. Это, безусловно, нужно всегда иметь в виду.
Хотел бы также остановиться на проблеме, которую большинство предпринимателей на Дальнем Востоке и в России в целом считают самой чувствительной, - это избыточный обременительный контроль и надзор. Об этом мы говорим чуть ли не постоянно, когда проверки бизнеса проводятся без необходимых оснований и разрешений. В августе в Благовещенске поручал уже Правительству, Генеральной прокуратуре, правоохранительным органам разобраться в этой ситуации ещё раз, навести порядок в контрольно-надзорной деятельности. О результатах жду отдельного доклада.
В плане реальной поддержки предпринимательства, содействия территориальному развитию свою значимость уже доказывает программа "Дальневосточный гектар". Люди, получив землю, не только начинают своё дело, но и, объединяясь, впервые за десятилетия основывают на Дальнем Востоке новые поселения. Правительству и регионам необходимо оказывать им финансовую помощь, содействовать в создании коммунальной инфраструктуры. А тем, кто успешно работает и оформил свой гектар в собственность, предлагаю дополнительно предоставить под освоение землю большей площади.
Необходимо распространить возможности этой программы и на наших соотечественников, которые приезжают на Дальний Восток из-за рубежа. Вообще надо посмотреть, как эта программа идёт. Вы знаете, что в ходе "Прямой линии" люди тоже обращались по этому вопросу, фиксировали здесь определённые сложности, бюрократические проволочки. Нужно всё это проанализировать и сделать соответствующие выводы. Те, кто сюда приезжают (я сейчас хочу вернуться к тем, кто приезжает в эти регионы даже из-за границы), приезжают с желанием работать на этой земле, создавать крепкие многодетные семьи. Безусловно, этих людей тоже надо поддержать.
Уважаемые коллеги! На совещании в Калининграде, где рассматривались транспортные проблемы Северо-Запада России, мы договорились провести такой анализ и по Дальнему Востоку. Уже отмечал, что логистическая инфраструктура макрорегиона является ключевым направлением развития транспортной системы России и международных транспортных коридоров.
Исключительное значение для дальневосточных регионов имеет воздушный транспорт. С 2010 года действует программа субсидирования авиаперевозок. За восемь лет число таких маршрутов выросло почти в три раза. Однако в этом году возникли проблемы с доступностью субсидированных авиабилетов - собственно, я думаю, что не только в этом. Если посмотреть, наверняка и в прошлом было то же самое. Прошу Министерство транспорта доложить, что планируется сделать для расшивки этой ситуации. Нам нужно создать условия, когда люди, проживающие в любом регионе Российской Федерации, чувствовали, что они живут в единой стране. В общем, я сейчас не буду предрешать этих решений, но прошу проанализировать ситуацию и представить предложения.
Кроме того, очевидна потребность в развитии внутренних маршрутов, и это отдельная очень важная задача. Здесь нужно подумать, что сделать для её решения.
Ещё одна проблема - обеспечение пассажирского сообщения дальневосточных островов с материком. Это напрямую касается Камчатского края, где сейчас действует только авиация, хотя есть огромные возможности для использования морских путей.
Прошу также рассказать о ходе реализации ключевых инфраструктурных проектов: модернизация Транссибирской и Байкало-Амурской магистрали, развитие крупнейших морских гаваней, аэропортов. Огромное значение имеет надлежащая организация пунктов пропуска через границу России. Давайте поговорим и на эту тему, как решается эта задача.
Уважаемые коллеги! В реализации задач опережающего развития Дальнего Востока сделаны важные, но, безусловно, только первые шаги. Впереди ещё очень большая, напряжённая, ответственная работа, и мы обязательно добьёмся успеха, если будем действовать согласованно и чётко выполнять все намечаемые нами планы".