Конституция Российской Федерации в статье 37 закрепляет право каждого на труд, а также на защиту от безработицы. Труд является основным источником материального благополучия человека. Однако в условиях рыночных отношений не каждый гражданин способен реализовать свои способности к труду. В таких случаях Конституция гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39). Один из таких случаев - безработица - предусмотрен Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости). Состояние российской экономики на сегодняшний день поставило вопрос о занятости населения в число наиболее актуальных. Государство в лице органов службы занятости оказывает гражданам содействие в поиске подходящей работы, а в случае отсутствия таковой присваивает им статус безработного. Законом о занятости населения установлены четыре условия для присвоения статуса безработного. Ими являются: трудоспособность гражданина, отсутствие работы и заработка (дохода), регистрация в целях поиска подходящей работы, поиск работы и готовность приступить к ней. Порядком регистрации безработных граждан, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 № 847н, предусмотрено дополнительное условие - невозможность трудоустройства гражданина в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы. При наличии всех условий решение о признании гражданина безработным принимается органом службы занятости по месту жительства гражданина. Пункт 2 статьи 28 Закона о занятости предусматривает, что время получения гражданином пособия по безработице и некоторые другие периоды безработицы не прерывают трудового стажа. К числу основных гарантий социальной поддержки безработных со стороны государства относится выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Пособие по безработице представляет собой возмещение работнику утраты заработка в связи с временной потерей работы на период поиска нового рабочего места. Согласно Закону о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. По общему правилу пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному по последнему месту работы, за три последних месяца работы. Условием выплаты пособия по безработице в процентном отношении к заработку уволенного гражданина является наличие страхового стажа, равного 26 календарным неделям полного рабочего времени, которые приходятся на 12 месяцев, предшествовавших признанию гражданина безработным. Размер пособия по безработице, назначаемого перечисленным гражданам, установлен в статье 33 Закона. Его величина зависит от среднего заработка, получаемого по последнему месту работы, и от продолжительности безработицы. Однако во всех случаях выплаты не могут превышать максимальной или быть ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. В статье 35 Закона о занятости перечислены случаи прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного. К таким случаям, к примеру, отнесено трудоустройство гражданина, назначение ему трудовой пенсии по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению. Кроме того, выплата пособия прекращается в случае длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин либо получения пособия по безработице обманным путем. При наличии перечисленных оснований органы службы занятости обязаны прекратить выплату пособия по безработице. Также Законом о занятости предусмотрено право органов службы занятости на приостановление выплаты пособия на срок до трех месяцев, например, в случаях отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы, от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение для некоторых категорий безработных и других. Закон о занятости предусматривает осуществление широкого круга мероприятий, направленных на содействие занятости граждан. К числу таковых необходимо отнести, в частности, бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов службы занятости, информирование службой занятости граждан и работодателей о положении на рынке труда, разработку и реализацию программ по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и т.д. Содействие трудовой занятости включает в себя меры, которые способствуют не только получению работы по трудовому договору (в том числе и временной), но и получению необходимой профессиональной подготовки для этого, а также профориентационные услуги. На рынке труда наибольшие трудности в трудоустройстве испытывают инвалиды. Реализация права на труд инвалидами осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно статье 20 данного Закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одним из таких мероприятий является установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 100 человек, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. В целях повышения качества предоставления и доступности государственных услуг по обеспечению занятости населения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвержден ряд административных регламентов, которые определяют сроки и последовательность проведения органами службы занятости тех или иных действий (административных процедур). К примеру, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 № 513 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Необходимо иметь в виду, что в том случае, когда безработный гражданин считает, что решение, принятое органом службы занятости, неправомерно, он имеет право обжаловать действия должностных лиц в судебном порядке. В.Артюшкевич, прокурор Шимановского района старший советник юстиции