Порядок рассмотрения обращений граждан: основные требования

Учитывая сложившуюся практику рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления, существующие требования федерального законодательства и практику прокурорского надзора в этой сфере, прокуратура Шимановского района доводит до сведения граждан информацию,  включающую в себя основные существующие требования к порядку рассмотрения обращений граждан.

Основным документом, устанавливающим базовые и основополагающие требования в сфере рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).

В соответствии с указанным законом  граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При рассмотрении обращения гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона № 59-ФЗ, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменные обращения следует направлять непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Так, при нарушении трудовых прав необходимо обращаться в Государственную инспекцию труда в Амурской области (г. Благовещенск, ул. Амурская, 145; 8(4162) 22-60-42; 8(4162) 22-60-41).

По вопросам защиты прав потребителей - в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора  по Амурской области в городах Свободном и Шимановске, Свободненском, Шимановском, Мазановском и Селемжинском районов на имя Журкова Александра Павловича (г. Свободный, ул. Шатковского, д. 116,   тел. 8(4164)333701).

По нарушениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, работе управляющих компаний - в Государственную жилищную инспекцию по Амурской области, начальник Федорченко Светлана Александровна (г. Благовещенск, Амурская область, ул. Шевченко, д. 24, тел. 8(4162) 22-16-80).

В связи с обжалованием каких-либо действий либо бездействия судебных приставов-исполнителей необходимо обращаться в Отдел судебных приставов по Шимановскому району на имя начальника Косыревой Г.И. (г. Шимановск, ул. Комсомольская, д. 31, 2-й этаж, тел. 8 (41651) 20776).

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Помимо письменных обращений граждан, граждане на личном приеме должностных лиц вышеуказанных органов могут обращаться в органы местного самоуправления и государственные органы с устными обращениями.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В случае несоблюдения вышеуказанных требований Федерального закона № 59-ФЗ должностные лица органов местного самоуправления и государственных органов могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (административный штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).