Не только оптимизировать расходы, но и улучшить наполняемость областного бюджета – такая задача сегодня, в непростые экономические времена, стоит абсолютно перед всеми российскими регионами. Амурские власти также ищут новые способы и дополнительные источники бюджета. Более того, сегодня уже можно говорить о конкретных результатах такой работы.
Так, в областном министерстве экономического развития области отметили увеличение роли налогов в бюджетных доходах.
Региональные налоги всегда были и остаются важным источником формирования бюджета региона, поэтому им уделяется особое внимание со стороны Правительства области. Налоги изначально призваны обеспечить регион финансовыми ресурсами, необходимыми для решения первостепенных экономических и социальных задач. Кроме того, посредством налогов Правительство воздействует на экономическое поведение предприятий, создает равные условия всем участникам рынка.
О том, где искать резервы, чтобы направить дополнительные средства на социальные программы, строительство дорог и школ, благоустройство территорий, рассказала первый замминистра экономразвития области Оксана Кукшенева.
Одна из задач - формирование объективной базы объектов недвижимости. Дополнительные 23 млн. рублей в областной бюджет дала одна лишь инвентаризация торговых объектов недвижимости. Перечень налогоплательщиков пополнился 573 объектами, выведенными из тени налоговой базы.
До 2014 года амурские организации, которые работали в специальных налоговых режимах (имели упрощенную систему налогообложения), были вовсе освобождены от налога на имущество. Федеральный закон дал регионам право установить налог на имущество (от его кадастровой стоимости) по некоторым категориям объектов. Правительство Амурской области таким правом воспользовалось. Теперь налогоплательщиками стали торговые центры и комплексы, объекты общественного питания и бытового обслуживания.
Свою роль сыграло и изменение налогового законодательства. С этого года к юрлицам приравнены физические лица – владельцы деловых и торговых центров, офисов, кафе и ресторанов.
«Сегодня торговля составляет около 11% внутреннего регионального продукта. Это значительно, - отмечает Оксана Валерьевна. - К примеру, сельское хозяйство, которое производит реальный продукт, платит налоги и дает значительный мультипликативный эффект для развития экономики, составляет всего 6 9%. Предприниматели, а в ряде случаев речь идет всего лишь о сдаче в аренду торговой площади, получали прибыль и не являлись налогоплательщиками. Теперь многие ими стали. При этом, если другие налоги, например налог на прибыль, напрямую зависят от экономической ситуации в стране, от мировой конъюнктуры цен на золото и нефть, от финансового состояния организации, то имущественный налог от всего этого практически не зависит. Даже в кризис имущество имеет определенную стоимость, на которую начисляется налог. Это тот налог, с которым можно и нужно серьезно работать».
Еще одна из задач, обозначенных Правительством, – выявление налогоплательщиков, неправомерно снижающих или уходящих от уплаты налогов. Будет продолжена работа и по выявлению недобросовестных налогоплательщиков, которые намеренно занижают имеющуюся у них торговую площадь, с которой рассчитывается налог. Детальные проверки уже прошли в Благовещенске, Белогорске и Ивановском районе. Были выявлены налогоплательщики, заявившие, что они ведут свою предпринимательскую деятельность на 1 квадратном метре.
«Есть такие, кто говорит, что многие ИП закрылись, в том числе, не выдержав налогового бремени, но цифры говорят обратное, - прокомментировал ситуацию глава Ивановского района Сергей Неня. – В районе сохраняется количество действующих ИП. Их порядка 540. Налог возрос: в районе прошла инвентаризация торговых помещений – было выявлено неучтенное налогооблагаемое имущество, но и товарооборот увеличился – в 1,5 раза. При этом я всегда готов пойти навстречу законопослушным предпринимателям, тем более в тяжелые экономические времена».
Помимо административного влияния росту налоговых поступлений способствовали изменения налогового законодательства.
В 2013 году налоговые льготы были отменены в отношении железнодорожных путей, магистральных трубопроводов, линий электропередач. Постепенно ставка увеличивается – каждый год на 0,3 процентных пункта. В прошлом году она составляла 0,7%, в этом году достигла 1%, а в 2019-м вырастет до 2,2%.
Минэкономики Амурской области видит и другие перспективы наращивания налогового потенциала. Это введение таких новых крупных объектов как космодром «Восточный», Нижне-Бурейская ГЭС, Благовещенская ТЭЦ. Как следствие, возрастет налогооблагаемая база, с которой исчисляются имущественные налоги, поступающие в региональный бюджет.
Результатом налоговых изменений и установления справедливого подхода для оплаты имущественных налогов стало то, что за два года вес имущественных налогов увеличился с 9% (в 2012 году) до 19% в первом квартале 2015 г. Только за четыре месяца текущего года в казну перечислили налога на имущество организаций 1,4 миллиарда рублей (для сравнения, налог за весь 2012 год составил 2,8 млрд. рублей).