Мы и медицина
Согласитесь, мы очень редко говорим добрые слова в адрес службы скорой помощи. Нас много чего не устраивает: то, что по нашему вызову долго ехали, поставили укол или дали просто таблетку и уехали, вообще не приехали, сказав, что это не их компетенция… А в нынешних условиях, когда изданы новые правила и инструкции, регламентирующие работу "Скорой", когда службу разделили на "скорую" и "неотложную" помощь, и простому гражданину, которому вдруг стало плохо, весьма сложно разобраться в этих различиях и тонкостях вызова бригады медиков, и вовсе нареканий прибавилось. А как живется и работается самим работникам "скорой" в новых условиях? Все ли их устраивает, все ли нововведения пришлись по душе? Ведь работу на "скорой" часто можно приравнять к экстремальной: работа без выходных и праздников, а пациенты нередко бывают агрессивные и неадекватные. Чтобы узнать об этом, наш корреспондент побывал на станции и встретился с заведующей отделением "Скорой помощи" Натальей Константиновной Алексеевой. Но наш разговор начался с одной из самых злободневных проблем, волнующих работников "скорой" - с необоснованных вызовов. И вот что мы узнали. Мы и медицина- Необоснованных вызовов очень много: порядка 35% от общего числа вызовов, достаточно заглянуть в наш журнал регистрации обращений. Назову лишь свежие факты. Вызов: гипертония, давление 150 - дали таблетку, еще вызов - снова гипертония, давление 160, снова дали таблетку. Еще один вызов: незначительные ушибы и ссадины, помазали их зеленкой… Снова вызов: обострение хронического гастрита, еще один вызов: ОРИ, температура 38,3… То есть, это все - необоснованные вызовы. Там, где нет угрозы для жизни, там нет причин для вызова бригады "скорой". Таковы инструкции и правила, по которым мы должны работать. Все вышеизложенные симптомы требуют обращения в больницу или вызова участкового врача на дом… Но никак не вызова "скорой". Не могу не рассказать о просто вопиющем случае, случившемся 19-го февраля. В 23.40 поступил вызов по сотовому телефону со ст.Джатва: один из друзей нанес другому ножевое ранение в живот. Пострадавший истекает кровью… Кстати, звонков по этому ЧП было несколько. Зная, что к месту происшествия на нашем "Фиате" не проедем, диспетчер "скорой" выходит на меня, чтобы было дано разрешение пересадить бригаду на "УАЗик". Заправляем его, на вызов выезжают две молоденьких девчонки - фельдшера. Следом за нами - полицейская машина с пятью сотрудниками (на все криминальные случаи выезжаем с ними). На подъезде к станции пришлось остановиться - не проедем. Медики пересели в машину полиции… На месте выяснилось, что никакого ножевого ранения нет, просто подвыпившая компания так веселится, а "пострадавший", 38-летний неработающий К., от медосмотра отказался. В итоге, уставшие и вымотанные бездорожьем медики вернулись на станцию в 3.50 ночи… И как-то наказать хулигана мы не можем! Пользуясь случаем, хотелось бы напомнить шимановцам, что в рамках Территориальной программы оказания медицинской помощи населению, экстренная медицинская помощь (в течение 20 минут) оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная медицинская помощь (в течение двух часов с момента вызова) оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента. Получается, что мы треть времени и сил тратим на необоснованные вызовы, в то время, когда, возможно, кому-то срочно нужна помощь бригады "скорой". Возьмем еще нашу статистику: за 2012 год было 77 ложных вызовов, 161 человек, к которым вызывали медиков, или отказались от осмотра, или не находились на месте. В 41-ом случае бригада была отозвана с вызова. В итоге за минувший год было зафиксировано 520 безрезультатных вызовов. Это 5% от общего числа. 699 больных обратились к нам за амбулаторной помощью (чего мы не должны оказывать) - померить давление, уровень сахара в крови, при различных травмах, хотя у нас при поликлинике работает травматологическая служба. 48,8% обратившихся на "скорую" - это люди пенсионного возраста и 28,6% -трудоспособного. Если квалифицировать обращения по видам заболеваний, то на первом месте стоят терапевтические заболевания, на третьем - хирургические, и на второе место вышли психиатрические. Это, в основном, заболевания, связанные с алкоголизмом - алкогольные абстиненции и т.п. В нынешних условиях очень большая ответственность лежит на диспетчере, принимающем вызова. Диспетчер, расспрашивая о симптомах, должен заочно классифицировать степень тяжести заболевшего и определить: вызов по "скорой" или по неотложной. Это достаточно сложно. Хотя граждане, зачастую, преднамеренно "сгущают краски": говорят, что температура у больного "под сорок", а на месте выясняется, что 38... Большинство вызовов - это обострение хронических заболеваний у лиц, не занимающихся всерьез своим здоровьем. Им просто надо идти на прием к врачам. Сейчас существенно упрощена процедура записи на прием: можно это сделать по телефону или в электронном варианте на удобное для вас время. Конечно же, если вызов идет к больному ребенку или речь идет о внезапной острой боли, скажем, в животе, то "скорая" выедет в обязательном порядке. Поэтому просьба к населению: более взвешенно и обоснованно вызывать бригаду "Скорой помощи". Усложнил нашу жизнь и переход на обслуживание населения в системе ОМС, то есть, за оказанные услуги страховая компания будет оплачивать лечебному учреждению. Граждане при вызове "скорой" должны представить нам паспорт, полис… Но как быть, если у гражданина нет полиса (потерял, забыл, не знаю, где)? А мы ведь, выехав, оказали ему медицинскую услугу. Еще проблема: нас обязывают нести дежурства на различных массовых и спортивных городских мероприятиях. Вот только вопрос: как эта услуга будет оплачиваться? Немало нареканий вызывает практическая реализация приказа Минздрава РФ, касающаяся госпитализации больных с острым коронарным синдромом (инфаркты, инсульты) исключительно в первичных сосудистых отделениях. Наш регион (Зея, Магдагачи, Шимановск, Серышево) таких больных должны везти в Свободненскую городскую больницу, где открыто такое отделение. Но ведь это же не запад, где от одного населенного пункта до другого 20-30 минут езды. У нас это несколько часов дороги, и выдержит ли больной такую дорогу - еще вопрос! Наш коллектив, а это восемь врачей, 17 фельдшеров, 13 водителей, четыре диспетчера старается добросовестно выполнять свои обязанности, но нас поставили в очень жесткие условия, регламентирующие нашу деятельность. Работники взволнованы происходящими сокращениями и нововведениями и им никто не рад: в этом году, например, оставили всего две машины скорой помощи и одну "неотложку". А если одна "скорая" ушла на ДТП, то другой оставшейся бригаде приходится очень сложно. Ведь, бывает, какое-то время - затишье, а то, вдруг, вызов за вызовом. Кстати, в зоне нашей ответственности находится не только город и район, но и 127 км федеральной дороги (от 1285 км до 1412 км). Поэтому приходится выезжать на ДТП, за минувший год всего было 44 выезда на ДТП (12 - со смертельным исходом), из них 15, случившиеся на "федералке", где три человека погибло. - Население тоже озабочено слухами по поводу возможного дальнейшего сокращения числа машин "скорой". Это тем более странно, что уровень жизни и уровень смертности среди россиян крайне неблагоприятный… - На этот год госзаказ нам уже определен и изменений каких-то не будет. Что же касается будущего года, сказать ничего не могу.

В.Павличенко