Минувших дней святая память

"Хоть мы с тобой войны не знали…" - так называется стенд с детскими рисунками в Саскалинской сельской библиотеке.

Да, эти дети, их родители, их бабушки и дедушки родились в мирное время. И всё же, Великая Отечественная война занимает важное место в судьбах нашего народа. Она является историей каждой семьи, ибо нет в нашей стране такого человека, которого бы война обошла стороной. У кого-то в те далёкие сороковые годы родные и близкие сражались на фронте, у кого-то боролись с врагом в тылу. От прадеда - к деду, от деда - к отцу, от отца - к сыну, что называется "из уст в уста" узнаём о страницах семейной истории, а значит, и об истории страны.

Сейчас у нас, в селе Саскаль, не осталось в живых ни одного участника боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны. Да и ветеранов Трудового фронта только двое, это Баланёва Мария Фёдоровна и Кузнецов Никита Назарович. Тем, кто был в те военные годы детьми, уже далеко за семьдесят. И всё же они рассказывают по личным воспоминаниям о скудном пайке, о трудностях и страданиях того времени.

Надежда Фёдоровна Ильина, член актива Саскалинской сельской библиотеки, родом из того голодного детства. Хорошо ей запомнились и послевоенные карточки, которые были похожи на почтовые марки. Хлеб, полученный по этим карточкам, поделенный её мамой на маленькие кусочки и съеденный детьми до последней крошки, воспринимался как дар. Да и одеты, по словам Надежды Фёдоровны, были все одинаково - заплатка на заплатке.

Надежда Фёдоровна поведала нам не только о себе, но и записала рассказы со слов односельчан об очевидцах тех лет.

Благодаря помощи Антропова Н.В. и работников МБУ "Межмуниципальное объединение учреждений культуры Шимановского района" был выпущен сборник этих рассказов под общим названием "Я помню".

На прошлой неделе Надежда Фёдоровна принесла в Саскалинскую сельскую библиотеку ещё один написанный о войне рассказ. Ей хочется, чтобы наше поколение знало историю минувшей войны и понимало её уроки.

Рассказ называется"Военная тайна Прасковьи Ивановны, сержанта Корнейчук".

Далека реальность сегодняшних событий от тех испытаний, которые выпали на долю девушек, которые служили в Красной Армии во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

- В Армию призвали, когда мне было 19 лет, - со слезами начала свой рассказ Прасковья Ивановна. - Жила с родителями в Казахской ССР, в селе Вознесенка Макинского района Целиноградской области.

Первый призыв девушек в армию был объявлен в мае 1942 года. Из нашего села Вознесенка призвали четверых девушек. Повестки вручили Вере Афанасьевой, Наташе Фоминой, Маше Тищенко и мне, а всего из Макинского района - 15 девушек. Играл духовой оркестр и под торжественную музыку по команде: "По вагонам!", мы, подруги, сели в "товарняк".

Служили мы около города Душанбе в 303-й штурмовой авиадивизии, 551-м батальоне авиаобслуживания спецавтомашин, Средне-Азиатский военный округ.

 Нас, 60 девушек, учили на трактористов, так как они были очень нужны для тракторов ЧТЗ. Во время практики было очень трудно, особенно тяжело было заводить трактор. Подруга моя, Нина Колесова, наверное, погибла: сорвался ломик маховика - и по голове. Увезли Нину в больницу и больше мы её не видели. А после трактористских курсов оказалось, что надо срочно обучить нас шоферскому делу. Из 20 девушек на права сдали только две: Таня Лысенко и я.

Дисциплина была строгая, всё по расписанию. Изучали винтовку, пулемёт, ходили строевым шагом. Военных строевых песен ещё не было, пели "Распрягайте, хлопцы, коней…"

Аэродром наш находился недалеко от Душанбе. Жара летом невыносимая, жили в палатках, проблема была с доставкой воды. А самое трудное для нас, девушек, было вести себя так, чтобы никто не знал, что мы - девушки. Знало только наше начальство. И чтобы никто не догадался, к нам обращались: "сержант Корейчук", "сержант Афанасьев", "сержант Тищенко" и т.д.

Мы обслуживали самолёты. Ездили за бензином колонной за 100 километров от аэродрома. Когда первый раз приехали заправить свои бензовозы, удивились: "А где заправочная? Чистое поле вокруг!" Оказалось, что ёмкость - в земле, а на поверхности видна только пробка. Откручивали её и опускали шланг, точно так же и сливали. Начальство предупредило: "Это - военная тайна!"

Об этой военной тайне Прасковья Ивановна просила не писать до окончания её земной жизни. "Сержант Корнейчук" умела молчать. Военная тайна осталась с ней. Она для неё свята. Умерла Прасковья Ивановна в 96 лет, в селе Золотухино Черлакского района Омской области.

Слушая воспоминания Прасковьи Ивановны, остро понимаешь, сколько страданий, сколько лишений выпало на долю старшего поколения. Они смогли пережить горечь и боль утраты близких и не ожесточились на жизнь.

А я, прослушав рассказ Надежды Фёдоровны о Прасковье Ивановне, хочу дополнить, что несмотря на трудные годы детства Нади и молодости Паши - эти люди, как никто другой, понимают слова "война" и "Победа". Знают, что благодаря стойкости нашего народа, решался вопрос жизни государства, свободы и независимости от гитлеровского порабощения.