Всё дальше и дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной войны. Прошло уже 77 лет с тех пор, как фашистская Германия была повержена. Многое изменилось в мире, но по-прежнему не ослабевает интерес к тому, что связано с суровым военным временем.
Великая Отечественная война не только драматический, но и героический период нашего народа. Годы войны хранят немеркнущие образцы мужества и самоотверженности советских людей, защищавших свою Родину.
Наши земляки–шимановцы воевали на всех фронтах и во всех родах войск, принимали участие в крупнейших сражениях и битвах Великой Отечественной. Пятеро из них были удостоены высокого звания «Герой Советского Союза». Это Билаонов Павел Семенович (на фото), Брякин Павел Константинович, Конев Виктор Александрович, Морозов Иван Дмитриевич, Громов Иван Петрович и двое полные кавалеры ордена Славы всех трех степеней, что согласно законодательству приравнивается к званию Героя Советского Союза, - это Эпов Петр Георгиевич и Тогоев Николай Борисович.
Сегодня я хочу вам рассказать о Билаонове Павле Семеновиче – командире 681-го стрелкового полка 133-й стрелковой дивизии 40-й армии 2-го Украинского фронта. Билаонова часто называли «генералом из Шимановска».
Родился он 17 октября 1919 года на станции Гондатти Амурской области в семье уроженца селения Христиановского (ныне г. Дигора). Когда маленькому Паше исполнилось два года, семья вернулась в Северную Осетию, на родину отца.
Родился он 17 октября 1919 года на станции Гондатти Амурской области в семье уроженца селения Христиановского (ныне г. Дигора). Когда маленькому Паше исполнилось два года, семья вернулась в Северную Осетию, на родину отца.
Павел окончил среднюю школу в городе Орджоникидзе, а затем работал бригадиром молодежной плотницкой бригады на заводе «Электроцинк».
Как и большинство мальчишек довоенных лет, он мечтал стать командиром Красной Армии. По примеру старшего брата Вадима, в 1937 году он поступил в Орджоникидзевское военное пехотное училище. Преподаватели вспоминали: «…высокий, плечистый черноволосый курсант… отличник учебы, футболист, баскетболист, волейболист…».
Тепло и восторженно отзывались о лейтенанте Билаонове и сослуживцы пулеметного взвода, которым он командовал в городе Ейске в 1939 году, и курсанты Астраханского пехотного училища, с которым связала его судьба в 1940-41-х годах, и слушатели ускоренных курсов военной академии имени М.Ф. Фрунзе, где служил в первые месяцы войны Павел Семенович.
В июне 1942 года сложилась тяжелая обстановка на Юго-Западном фронте. Особые опасения вызывали события на харьковском направлении, где отборные мотомеханизированные войска гитлеровцев наносили мощные удары в направлении Валуйки.
«Отразить атаки танковых частей врага и дать возможность стрелковым частям занять прочную оборону на юго-западных подступах к Валуйкам» - таков был приказ командования 15-й истребительно-противотанковой артиллерийской бригаде, куда помощником начальника штаба был назначен старший лейтенант Билаонов.
Утром, после артиллерийской подготовки, фашистские танки пошли в атаку. Ведя огонь на ходу, они все ближе и ближе подходили к нашим окопам.
Павел Семенович уже отчетливо видел черные кресты на бортах танков. «Надо их так подпустить, чтобы бить наверняка», - твердил он себе. Наконец раздалась команда: «По передним танкам противника - огонь!».
Грянули выстрелы. Три вражеских танка тут же остановились. Из-под их башен показался черный дым. Воодушевленные удачей первого залпа артиллеристы усилили огонь. Вот еще один танк, судорожно вздрогнув, замер на месте. Затем еще два... Еще один...
Атака врага «захлебнулась», наступление было сорвано. Одиннадцать бронированных коробок остались пригвожденными к земле.
В этом бою Билаонов был ранен, но поле боя не покинул. Несмотря на ранение, он умело организовал бой по отражению яростных атак немцев.
Однополчанин Мансур Абдулин вспоминал о своём командире: «Билаонов - человек немыслимой храбрости. Отступать его не заставишь ни при каких обстоятельствах».
После недолгого лечения старший лейтенант Билаонов попал на Сталинградский фронт.
В период прорыва вражеской обороны 19 ноября 1942 года в районе хуторов Староклетский и Коряженский, Павел Семенович, работая помощником начальника 1-го отделения штаба 293-й стрелковой дивизии, выполнял оперативные задания командования и проявил большие способности в руководстве наступательным боем.
Павел участвовал в боях при освобождении хуторов Громки, Илларионовский, а затем возглавлял танковый десант, который одним из первых ворвался в район Платонова, Голубиновского, Верхней Бузиновки, замкнув кольцо окружения огромной армии гитлеровцев. Десантные подразделения Билаонова уничтожили до 300 вражеских солдат и офицеров, 17 орудий, 60 автомашин, захватили в плен до 1200 солдат и офицеров противника.
В начале декабря ему досрочно присвоили звание капитана. 8 декабря Билаонов назначается начальником штаба 1036-го стрелкового полка той же дивизии, а через несколько дней уже командует полком.
Было тогда Павлу всего 23 года, но он уже был закаленным, опытным фронтовиком, пользовался огромным уважением среди рядовых и офицеров всей дивизии. «Высоченный рост, высокий лоб, вразлет крыльями беркута – брови, уверенно-властное выражение глаз и, главное, громовой командирский голос... Мы гордо называли свой полк «билаоновским», а себя «билаоновцами», – вспоминал один из его бывших подчиненных.
Затем был район высоты «126», известной во фронтовых сводках как «Высота пяти курганов». Противник возлагал большие надежды на этот естественный рубеж обороны. Билаонов повел полк в атаку, занял южные и юго-восточные скаты высоты. Но враг не хотел мириться с потерей важных позиций и совершал контратаки.
Павел Семенович организовал круговую противотанковую оборону и сам расставлял на позиции противотанковые средства. Когда гитлеровцы с шестью танками и ротой автоматчиков перешли в контратаку на позиции Билаонова, он лично корректировал огонь артиллерии. Противник откатился, оставив на поле боя два станковых пулемета, один миномет, одну пушку и до двухсот убитых солдат и офицеров.
Через два дня, 10 декабря, противник возобновил свою контратаку. На этот раз он бросил вперед пехоту и тринадцать танков. Под натиском бронированных чудовищ ослабленные цепи стрелков стали отходить.
- Ни шагу назад! - раздалась команда капитана. Билаонов сам бросился к противотанковому орудию и метким выстрелом поджег головной танк врага. Восстановив нарушенный порядок среди артиллеристов, он побежал в передние окопы и лег за крупнокалиберный пулемет.
Уверенность и смелость командира подбодрили бойцов, и они быстро заняли свои позиции и открыли по врагу огонь из автоматов, пулеметов и противотанковых ружей. В этом бою враг снова отступил, потеряв четыре танка и оставив на поле боя до 120 убитых солдат.
На следующий день полк, получив подкрепление, опрокинул противника; высота «Пять курганов» была очищена от гитлеровцев. В этой атаке Билаонов, шедший в первых рядах, получил серьезное ранение.
За эту операцию он был награжден орденом Красной Звезды, а после успешного завершения ликвидации окруженной под Сталинградом вражеской группировки его грудь украсил орден Красного Знамени.
Летом сорок третьего года, во время Курской битвы, гвардии майор Билаонов командовал гвардейским стрелковым полком. Его полк входит в состав главной ударной группировки, наносящей удар по Белгородско-Харьковской группировке врага. И не просто входил в состав этой группировки, а должен был наступать во главе клина, которым армия генерала А. С. Жданова пробивала себе дорогу северо-западнее Харькова.
Здесь, на Белгородско-Харьковском направлении, противник помимо привлечения огромного количества войск и боевой техники провел большие оборонительные работы. На строительстве работали специальные военно-строительные части, а также сотни и тысячи местных жителей и военнопленных, которых фашисты под угрозой расстрела заставляли возводить оборонительные сооружения. Вся местность была сильно заминирована, а населенные пункты - приспособлены к круговой обороне.
Гитлеровцы самоуверенно называли Харьков «замком, запирающим украинские пространства», «центральной опорной точкой юго-восточного фронта», а Белгород — «северным неприступным бастионом Украины».
Но никакие «замки» и «бастионы» не могли остановить наступательный порыв гвардейцев.
3 августа в 5 часов утра, когда Билаонов находился на своем наблюдательном пункте, был произведен мощный огневой налет нашей артиллерией. Он оказался для противника неожиданным. Последующие полчаса на фронте стояла тишина. В 5 часов 35 минут наши войска приступили к пристрелке целей. В 6 часов 35 минут вновь «заговорила» вся артиллерия и минометы ударной группировки. Началось уничтожение вражеских огневых точек и разрушение его оборонительных сооружений. В 7 часов 45 минут по боевым порядкам противника был произведен огневой налет всеми имеющимися «катюшами», а затем артиллерия и минометы всего фронта ударили по первым вражеским траншеям.
Билаонов, все это время наблюдавший за результатами обстрела, посмотрел на часы. - К рубежу атаки! - по телефонным проводам полетела команда в батальоны.
Гвардейцы вышли из своих окопов и стремительно стали приближаться к переднему краю вражеской обороны.
В восемь часов артиллерия перенесла огонь в глубину обороны противника, а в это время над наблюдательным пунктом командира полка взвилась зеленая ракета. Раздалось многоголосое «ура». Гвардейцы за первые полчаса одну за другой захватили вражеские траншеи первой позиции, а за три часа наступления прорвали всю главную полосу обороны врага. Затем в прорыв были введены наши танковые части.
Воины Билаонова участвовали в освобождении крупных населенных пунктов Борисовка, Томаровка, а затем перешли к преследованию врага.
«За успешную организацию боя и за отличное управление наступательным боем гвардейского стрелкового полка» гвардии майор Билаонов был удостоен третьей правительственной награды - ордена Красного Знамени.
Его талант командира включал в себя не только организаторские способности и умение спланировать бой, который надо уметь подготовить, удачно выбрать момент и место удара, уметь разгадать замысел врага, обмануть и ошеломить его, но и творческое дерзание. Именно этим творческим дерзанием всегда отличался Павел Семенович.
В дальнейших наступательных боях гвардейский полк настойчиво преследовал противника, освобождая села и районы Левобережной Украины. Гитлеровцы, отступая, цеплялись за каждый выгодный рубеж, задерживая продвижение наших войск.
Особо упорные бои развернулись за Полтаву, где полк Билаонова показал себя с самой лучшей стороны. Участвовал и в освобождении Кременчуга.Дивизия, куда входил полк Билаонова, получила почетное наименование - «66-я гвардейская Полтавская стрелковая дивизия».
Полк Билаонова наступал впереди главных сил, в упорных боях подавляя отдельные очаги сопротивления. В одном из таких боев командир полка лично руководил боем передового отряда и получил серьезные ранения.
Долгие месяцы Павел Семенович находился на лечении в госпитале в Харькове, а затем в родном Орджоникидзе.
В январе 1944 года Билаонов снова в строю, впереди Корсунь-Шевченковская операция. Здесь гитлеровцам был устроен «Сталинград на Днепре». В окружении оказались десять вражеских дивизий, одна бригада и большое количество различных специальных подразделений. Общая численность окруженных войск достигала 80 тысяч человек. В составе группировки имелось до 1600 орудий и минометов и до 270 танков и штурмовых орудий.
Командование окруженных войск, наученное горьким опытом, хотело пробиться из окружения. Но Гитлер запретил. Он обещал оказать им помощь. И действительно, для деблокирования своих окруженных войск фашисты подбросили крупные силы.
681-й стрелковый полк под командованием гвардии майора Билаонова, наряду с другими частями, преградил путь врагу. Он занял позиции по насыпи железнодорожного полотна, недалеко от Белой Церкви. Полк быстро окопался и замаскировался.
4 февраля гитлеровцы перешли в наступление, направив сюда свой главный удар. Вражеская пехота при поддержке 280 танков приблизилась к железной дороге. Начались горячие схватки. Павел Семенович использовал все средства борьбы с танками: артиллерию, противотанковые ружья, гранаты, бутылки с горючей смесью. Первая атака противника была успешно отбита, но враг подбрасывал все новые и новые резервы и повторял свои атаки. Полк Билаонова стоял насмерть, не позволив врагу пробиться к окруженным частям.
В этих боях отважные воины полка подбили 28 танков, уничтожили до 400 солдат и офицеров, 11 минометов и 8 орудий. Командир полка был награжден орденом Красного Знамени.
В 1944 году после очередного, четвертого ранения, командир стрелкового полка майор Билаонов участвовал в освобождении Правобережной Украины, Молдавии, форсировал Днестр.
После ликвидации корсунь-шевченковской группировки врага войска 1-го и 2-го Украинских фронтов перешли в преследование. Впереди была мощная водная преграда — Днестр. Последняя крупная река на юго-западном направлении. Предстояло форсировать ее и очистить советскую Молдавию и тогда на юге наши войска выйдут к государственной границе. Но враг тоже строил свои планы. Он считал, что удержать Днестр необходимо во что бы то ни стало. Судьбу этого рубежа гитлеровцы связывали с судьбой не только Молдавии, но и всех балканских стран.
Поэтому борьба за Днестр приобрела большое оперативно-стратегическое и политическое значение. Воины полка Билаонова ясно представляли себе значение предстоящего боя.
Как же справился с этой задачей полк под командованием Павла Семеновича?
На этот вопрос красноречивее всего ответило командование, возбудившее ходатайство о присвоении Билаонову звания Героя Советского Союза: «Гвардии майор Билаонов Павел Семенович в ночь на 24 марта 1944 года, продолжая преследовать противника под сильным артиллерийским и минометным огнем, без технических средств форсирования, на своих подручных материалах первым из полков 40-й армии форсировал реку Днестр в районе Липкан, Василевцы (в ход были пущены наскоро сколоченные плоты, лодки, бревна, в общем, все, что хоть как-то помогало человеку держаться на воде, доставить на тот берег оружие, боеприпасы).
Развивая успех, полк овладел важными опорными пунктами обороны противника - Василевцы, Кобельченцы, Гвоздовцы. На протяжении суток воины Билаонова удерживали плацдарм на правом берегу реки. Ведя упорные бои с контратакующим противником, они уничтожили батальон вражеской пехоты (до 400 человек), взяли в плен 150 солдат и офицеров, захватили 3 танка и 150 лошадей, уничтожили 60 автомашин с боеприпасами и вооружением. При этом полк Билаонова не имел потерь ни в живой силе, ни в боевой технике. Следом за полком Билаонова реку форсировали еще некоторые части дивизии».
Казалось, что успех обеспечен. Но тут враг опомнился, подтянул резервы. Обстановка на западном берегу Днестра резко осложнилась. Немцы, используя огромный перевес в живой силе и технике, стали теснить советских солдат к реке. Переправившиеся через Днестр части были отрезаны от штаба дивизии.
- Нужно действовать смело и неожиданно для противника, - рассматривая карту, сказал командующий армией генерал-лейтенант Ф.Ф. Жмаченко. - Иначе… - Он не закончил фразы, но всем и без того было ясно, что может случиться при промедлении: части будут сброшены в воду. Билаонов - боевой командир, ему можно довериться, - решил генерал.
И командующий армией приказал Билаонову взять в свои руки командование окруженными войсками и действовать на свой страх и риск.
Военная история мало знает примеров, когда окруженные части одерживали верх над окружающей стороной. Но Билаонов внес коррективы в опыт истории.
- Чего враг от нас ожидает? - спросил своих командиров Павел Семенович и сам же ответил: - Что мы будем обороняться... Но мы поступим иначе: мы будем атаковать.
В результате наступательных действий его часть разгромила до двух пехотных полков, зенитный полк, артиллерийский дивизион, захватила в плен до 800 вражеских солдат и офицеров и много трофеев. Пехотным оружием было сбито 8 вражеских транспортных самолетов. Долго еще среди солдат ходили легенды об этой атаке, которая точно вихрь обрушилась на врага.
После таких удачных действий командование дивизии с полным основанием писало:
«За умелое руководство боем 681-го стрелкового полка при форсировании реки Днестр, захвате и удержании плацдарма гвардии майор Билаонов Павел Семенович достоин присвоения звания Героя Советского Союза».
Ходатайство командования было удовлетворено, Павел Билаонов получил высшую правительственную награду.
Сколько лет прошло с тех пор, а Павел Семенович помнил все подробности того напряженного дня: «…Эх, если бы тогда через реку могли быстро переправить танки! ... Мы бы не оказались тогда в таком тяжелом положении...»
Танки... Как часто их недоставало пехоте, которая, форсировав водную преграду, долгие сутки вынуждена была сражаться без их активной помощи.
В последующих боях полк под командованием Билаонова одним из первых форсировал Прут и перенес боевые действия на государственную границу, участвовал в знаменитой Ясско-Кишиневской операции, освобождал Трансильванию, первым вошел в город Мишкольц (Венгрия), за что получил почетное наименование «Мишкольцкий». Приказом Верховного Главнокомандующего от 3 декабря 1944 года войскам, участвовавшим в освобождении города Мишкольц, была объявлена благодарность, а в Москве в честь этой победы прозвучал артиллерийский салют.
В Чехословакии полк Билаонова принимал активное участие в освобождении городов Лучинец, Зволен, Бонска-Штевница, Преводза, Брно, Готвальдов (Злин) и других.
После окончания Великой Отечественной в возрасте 26 лет Павел Семенович поступает в Военную академию имени Фрунзе. Окончив ее с отличием, успешно командует танковой дивизией. Свою военную карьеру Билаонов завершил на посту первого заместителя командующего Киевским военным округом.
С 1980 года П.С. Билаонов - в отставке. Жил в Киеве. Скончался 28 мая 1996 года. Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище.
За мужество и проявленный героизм награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, Орденом Суворова III степени, Орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени, многочисленными медалями, в числе которых медаль «Во славу Осетии».
Именем Билаонова названа улица и установлен памятник на Аллее Славы в городе Дигоре (Северная Осетия).
Вся жизнь Павла Семёновича и его боевая служба – яркий пример беззаветного служения Отечеству, преданности народу, верности воинскому долгу.
Е.Т. Лоншакова, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности МБУ «Шимановский краеведческий музей»