Считай, последние полгода вокруг будущей судьбы самого здания и коллектива коррекционной школы-интерната №11 витают самые противоречивые слухи: закрывают, расформировывают, ставят на ремонт, сокращают… Мы решили дать информацию из первых рук. И попросили ответить на все наши вопросы, думается, интересующие и наших читателей, директора школы-интерната, утвержденного в этой должности 28 мая т.г., Ларису Геннадьевну Зайцеву.
- Лариса Геннадьевна, так какая судьба, все-таки, ожидает школу-интернат?
- Начну с того, что с 1 сентября вступает в силу новый Закон РФ "Об образовании". В соответствии с ним дети с ограниченными возможностями должны будут обучаться в обычных общеобразовательных школах, за исключением тех, кому нужно домашнее обучение. Россия, как известно, вступила в ВТО и должна следовать европейским стандартам, по которым такие дети не должны расти и развиваться изолировано, а должны быть приобщены к социуму. В соответствии с этим Законом РФ на территории нашей области должны пройти реорганизацию семь таких интернатных учреждений, где будет сокращена образовательная деятельность. Поэтому, прежде всего, в них будет сокращена численность работников, и эти учреждения продолжат свою деятельность в другом виде.
У нас же ситуация осложнилась еще и тем, что в аварийном состоянии находится само здание школы-интерната. Вот у меня на руках есть техническое заключение специалистов "Амурземпроекта", в текущем году обследовавших здание школы. И в нем говорится, что здание не подлежит дальнейшей эксплуатации. "… Сверхнормативный срок эксплуатации здания без проведения капитального ремонта привел к состоянию морального и физического старения строительных конструкций учебного корпуса…". Министерством образования и науки Амурской области, в чьем ведении и находится школа-интернат, принято решение о закрытии школы на капитальный ремонт. На днях у нас побывал замминистра образования и науки Амурской области С.М. Дмитриенко, который еще раз проинформировал коллектив, что в связи с аварийным состоянием здания учреждение консервируется, и здание ставится на ремонт. Возможно, что после него здесь будет открыто учреждение для детей-сирот. А сейчас вся мебель, все оборудование складируется и будет передано в родственные учреждения: здание должно быть освобождено для ремонта.
- А какие-то сроки установлены на проведение ремонта?
- Сроки не установлены, и, как я понимаю, деньги на текущий год на проведение ремонта в бюджете не заложены, так как ситуация с аварийностью, насколько мне известно, всплыла уже в текущем году, когда бюджет области был уже сформирован. Предварительно определено, что на ремонт потребуется порядка 54 млн. рублей, плюс еще 10 млн. - на проектно-сметную документацию. Поэтому решено, что пока здание будет законсервировано.
- А что будет с сотрудниками?
- В настоящий момент здесь трудится 85 человек. Изначально ставилась задача максимально трудоустроить работников на имеющиеся свободные вакансии (в городе, районе, области). По информации ЦЗН, на текущий момент имеется порядка 35 вакансий - воспитателей, учителей, уборщиц. Но кто-то из коллектива не пожелал пойти по такому пути, то есть, трудоустроиться, пожелали пройти процедуру сокращения. И в минувшую пятницу работникам были вручены уведомления о том, что с 1 сентября в учреждении прекращается общеобразовательная деятельность и их штатные ставки будут сокращены. Будут оставлены только сторожа и охрана. В соответствии с этим, работникам будет выплачено пособие по сокращению в размере 2-х среднемесячных зарплат. Если же они за это время не трудоустроятся и встанут на учет в ЦЗН, то им еще будет выплачено пособие за 3-й месяц.
- А дальнейшая судьба детей, воспитанников интерната?
- На конец учебного года в интернате был 171 обучающийся, дети со всей области - Сковородинский, Зейский, Тындинский, Свободненский, Белогорский районы… В конце мая выпускникам школы были вручены свидетельства об окончании школы, и все разъехались по домам. Сейчас работники школы-интерната заняты ответственной работой - передачей личных дел воспитанников в Управления образования по месту их жительства. И уже приходят ответы с мест, что ребят приняли в общеобразовательные школы по месту их проживания.
- Не могу не спросить о морально-психологической обстановке в коллективе школы-интерната…
- Она очень тяжелая, и мне работников, некоторые из них отработали здесь по 30-40 лет, искренне жаль. Но такова объективная реальность: здание дальше нельзя эксплуатировать без капитального ремонта. Из 85 работников - 23 пенсионера, 12 - молодые специалисты и 10 человек, где дети воспитываются в неполных семьях. То есть, один кормилец.
К сожалению, людей серьезно не готовили к тому, что их учреждение закрывают, и они оказываются без работы. Да, витали слухи, но не более того… Прошло всего две недели, как работников школы-интерната официально поставили перед фактом. И люди сейчас еще находятся в шоковом состоянии. Как говорят психологи, надо полгода, чтобы прийти в себя и начать осмысленно думать о будущем и искать новые варианты работы.
Но к 1 сентября из помещения вся мебель должна быть вывезена, документы на ребят переданы на места, работники сокращены и здание законсервировано. Такая передо мной поставлена задача.
В.Павличенко