Директор Центра детского творчества рассказала нам о своих
принципах в работе, а также о том, откуда берется вдохновение
В 2018 году дополнительное образование в России отмечает столетний юбилей. Одно из крупнейших учреждений дополнительного образования Шимановска – Центр детского творчества, вносит огромный вклад в воспитание и расширение кругозора шимановских школьников. В честь знаменательной даты мы поговорили с Ириной Александровной о сложностях дополнительного образования, о родном городе и личных интересах.
- Сколько лет Вы работаете в Центре?
- Вся моя карьера сложилась здесь, в ЦДТ. Я пришла в сюда в 1997 году, когда был полный развал дополнительного образования. Была очень слабая материально-техническая база, то что было раньше и то, что мы имеем сейчас, конечно, это небо и земля. Были голые стены. Начала с педагога дополнительного образования, прошла все пути, прежде чем стала директором: работала педагогом-организатором, заведовала художественно-эстетическим отделом, потом стала замдиректора. Шесть лет нахожусь в должности директора.
- Каких принципов Вы придерживаетесь в своей работе?
- Первый принцип: делай добро, и оно к тебе вернется, причем, делать добро нужно тихо, не надо о нем кричать на всех углах. Добро везде должно быть в нашей сфере, здесь каждый педагог, как добрый волшебник. Следующий принцип - искренность и открытость. Если дети видят подвох, обман, они этого не прощают, уходят и не возвращаются. Педагог должен быть уверен, грамотен, подкован, и если что-то пообещал, нужно выполнять. И мое профессиональное кредо: «Делай великое, пока оно еще мало», потому что все великое начинается с малого.
- Как считаете, повлияла ли на Вас работа в дополнительном образовании?
- Дополнительное образование в корне отличается от школьного, а педагог дополнительного образования отличается от школьного учителя. Мы - люди неформального образования. Те, кто приходит в центр, видят, что у нас нет парт или они стоят не так, как в школе, где-то вообще нет столов, дети не поднимают руку, чтобы ответить. У нас не запрещено встать, выйти, уйти. У нас нет урочной системы, у нас идет творческая деятельность. Педагоги дополнительного образования, и я в том числе, с опытом становимся более раскрепощенными в общении, открытыми, более искренними. Однако, наша система сложна тем, что ребенок сюда приходит по желанию, и если ему не нравится, он просто не будет ходить, а в школу он пойдет, потому что надо. Поэтому наша самая главная задача – заинтересовать каждого и удержать на интересе к себе как к личности. Для этого мы занимаемся каждодневным саморазвитием, обучая детей, мы обучаемся сами.
- Есть люди, которые Вас мотивируют?
- Я считаю, что мы все друг друга учим. Вдохновение, опыт мы получаем друг от друга. У нас в коллективе педагоги разнохарактерные, у каждого свое направление, и общаясь с каждым из них и один на один, и коллективно, мы мотивируем друг друга.
- А в детстве Вы сами ходили на какой-нибудь кружок?
- Конечно! В моем детстве был Дом пионеров и школьников, там я искала себя: начинала ходить на кружок по вязанию, на хореографию, но все это оказалось не мое, а вот что у меня получалось хорошо – это выжигание. Это был мой любимый кружок, я ходила туда долго, участвовала в выставках, про нас писали.
- Хорошо. А если бы Вы сейчас были ребенком, какое направление выбрали бы для себя в ЦДТ?
- Видя то разнообразие занятий, которое мы предлагаем, мне хочется попробовать все, как в том стихотворении: «Драмкружок, кружок по фото….» Я с удовольствием занималась бы журналистикой (я была, кстати, одним из первых педагогов, которые организовали телестудию, тогда это была телестудия «Сапфир»), мне интересен дизайн, лаборатория моды, я бы пела…
- Какие объединения Вы бы добавили в ЦДТ, что бы улучшили?
- Над этим мы работаем очень тщательно, все, что мы можем делать и улучшать, мы делаем. Конечно, хочется многого, востребована робототехника, 3Д–моделирование, но существуют такие моменты, как материальная база, и самое сложное - кадровый вопрос. Многое зависит от кадров, молодежь не возвращается в город, хотя мы всегда говорим выпускникам – возвращайтесь, если вы имеете образование по профилю, место у нас всегда найдется. Давно у меня была мечта открыть объединение выжигания и резьбы по дереву, его ведь долгое время не было. Еще одна мечта - сделать внутреннее радиовещание, мы долго к этому шли и еще идем. Люди хотят многое: и фигурное катание, и гимнастику. Хотя это больше относится к спорту, пишут нам. Как только появляются профессиональные кадры, мы очень оперативно образовываем деятельность. Я считаю, что наше учреждение максимально наполнено. Центр детского творчества - один из лучших в области, один из сильнейших в разнообразии объединений. По мере возможности мы делаем всё.
- Что бы Вы сделали для нашего города?
- Хочется, чтобы в наш город приезжала грамотная молодежь. Я вижу, какие активные, талантливые ребята проходят через ЦДТ, каждый год мы выпускаем достойных выпускников. Очень хочется, чтобы они возвращались в наш город, будучи уже специалистами. Максимум усилий я бы направила на то, чтобы привлечь молодежь в город. Без молодежи город меркнет.
- Где Вы черпаете вдохновение?
Это большой вопрос. Иногда оно приходит, когда не ожидаешь. Когда устаю, люблю ходить по лесу, фотографировать, сидеть на снегу, на траве, общаться с природой. В лесу снимается вся загруженность. Моя собака тоже источник энергии, антидепрессант. Ну и самое главное, когда все силы отняты бумажной работой или подготовкой к крупному мероприятию, я сижу в зрительном зале или прихожу на выставку, смотрю на результат, который показывают наши дети, и понимаю, что уже не могу без этого. Вот тогда и приходит вдохновение.
- В заключение нашей беседы пожелайте что-нибудь воспитанникам и педагогам ЦДТ.
- Педагогам, ребятам, родителям я желаю, чтобы никогда не пропадала искорка творчества, любознательности, познания любимого дела. Пусть горят искры в глазах и в душах детей и педагогов, только совместно мы можем развести большой костер, согреть окружающих нашими позитивными делами и высокими результатами.