Городской заочный конкурс   «Дети XXI века о детях войны»
Пусть война не омрачает детство!

Каждый год 9 мая наша страна отмечает великий праздник – День Победы, день памяти тех, кто отдал жизнь за то, чтобы мы сегодня жили и радовались, кто пережил ужасы плена и оккупации, голод и потерю близких, кто день и ночь стоял у станка, работал в поле, чтобы приблизить победу.
Мы, современные подростки, знаем о тех страшных событиях только из уроков истории, фильмов и книг. Лишь немногие из нас слышали рассказы своих прабабушек и прадедушек о том, что им довелось пережить. Тяжело и страшно было тогда всем: и тем, кто воевал, и тем, кто ждал известий с фронта. А каково было ребятам, детство которых оборвалось в один день, 22 июня 1941 года!  Встали  они плечом к плечу с взрослыми: в боевой строй, в партизанский отряд и разведку, на рытьё окопов и изготовление снарядов, на уборку урожая и в госпиталь, чтобы помогать раненым.
 Я хочу отдать дань памяти моим бабушке и дедушке, Нестерчук Екатерине Яковлевне и Василию Титовичу, детям войны.
Когда началась Великая Отечественная война, моей бабушке Кате было всего семь лет. Семья Роголь была многодетная: подрастало семеро детей. Хотя семья проживала далеко от мест, где шли бои, в Приморском крае, ощущалась нехватка продуктов, бумаги, обуви и одежды.
Мы сейчас расстраиваемся, если нам не купили новый телефон или очередные джинсы, а у бабушки с сестрой были одни резиновые сапоги на двоих, и носили они их даже зимой. В 8 лет бабушка пошла в школу. Писать приходилось на старых газетах, между строк чернилами, которые ученики делали сами из сока ягод. Несмотря на трудности, учиться Катя старалась хорошо. Плохо учиться было стыдно, ведь  старший брат Гриша с 1942 года был на фронте, нельзя было его подводить. Страшным горем для всей семьи стала похоронка, пришедшая из Бреста, где погиб Григорий. Так и не узнали они, где похоронен их сын и брат.
Родители трудились в колхозе, дети помогали, чем могли. Бабушка вспоминала: «Мы с мамой ходили в лес за дровами. До сих пор помню, как тяжело было тащить сани. Как голодно было. Всё время были голодные. Выручало то, что приморский лес был богат ягодами, лесным виноградом, черемшой, грибами. Почти всё лето пропадали в лесу, он кормил. Ещё и огород не давал умереть с голоду. Весной, как только пойдёт зелень, мама варила щи из лебеды». Летом дети подрабатывали: пасли коров и свиней.
Ещё одним ярким воспоминанием детства стало для бабушки наблюдение за военнопленными японцами. В селе Монастырище, где жила семья, был лагерь. Боялись ли их дети? Нет, им было интересно смотреть, как японцы ходят по кругу и поют песни на своём языке.
Моему дедушке Василию на начало войны исполнилось всего четыре года. Детей в семье переселенцев из Полтавы тоже было семеро. С 1929 года жили они в селе Сосновка Шимановского района.  Конечно, годы войны дед помнил не очень хорошо, так как был мал. Но и после победы жизнь наладилась далеко не сразу. Василий Нестерчук закончил только 4 класса и поехал в Зею учиться на комбайнера, потому что в колхозах не хватало рабочих рук. С 14 лет и до призыва в Советскую армию трудился он в совхозе «Красный Май». Служил дед в Приморье в Монастырщинском гарнизоне, где и познакомился с Катей, моей бабушкой. Молодая семья приехала в Шимановск. Здесь они прожили всю жизнь, вырастили троих сыновей и дочь, мою маму.
Бабушки и дедушки уже нет с нами, но светлая память о них живёт в наших сердцах. Они всегда будут для меня примером стойкости, трудолюбия, ответственности и верности.
Я листаю семейный альбом со старыми фотографиями. Вот они, молодые и красивые, смотрят на меня. Нужно обязательно сохранить эти снимки, сохранить память о моих родных, чтобы передать её следующим поколениям нашей семьи. Пусть больше ничьё детство не омрачит война.

Таисия Похломкова, 15 лет, МОАУ СОШ № 1