Городской заочный конкурс «Дети XXI века о детях войны»
 

Письмо из семейного архива

Мой прадед Таскаев Георгий Георгиевич родился в 1905 году. Образование имел начальное. В нашей семье хранится его трудовая книжка. Ещё до войны он стал коммунистом и с 1938 года работал инструктором Тыгдинского райкома партии. Когда началась война, его назначили парторгом в Ушумунский леспромхоз.
 Работа была трудная, постоянно в разъездах, дома с семьёй, в которой четверо детей, был редко. Из всех детей на сегодняшний день в живых осталась  одна дочь Мария (на фото с семьей, 1970-е гг.), ей  недавно исполнилось 92 года. Много лет Макарова Мария Георгиевна жила в посёлке  Сиваки, трудилась в леспромхозе, а сейчас в окружении заботы и внимания находится у сына в Вяземске.  Из её  письма я узнала о жизни семьи прадеда в годы войны.
 «Здравствуйте, Серёжа, Валя и ваша внучка, Анечка. Не откликнуться на вашу просьбу рассказать о своём военном  детстве   я  не могла.  Жизнь в нашей стране в те годы была тяжёлой, бедственной и суровой.
 Когда началась война, мне  было 10 лет, жили мы тогда в Тыгде. Отец был на партийной работе в райкоме партии. Мы его видели редко, он ездил по колхозам,  отвечая за поставки хлеба, овощей для фронта. Ездил он  на лошади, тогда машин не  было. Летом верхом в седле,  а зимой в кошёвке, так назывались зимние сани-короб. В них бросали сено, чтобы ноги не замерзали, отец накрывался тулупом и сам в тулупе, потому что морозы были сильные 40-50 градусов, а дороги дальние. На санях крепился лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Папа мой умер в 1962 году,  очень сильно заболел, у него были больные  лёгкие. После войны он продолжал трудиться, но уже нас перевели  в другой район, в посёлок Сиваки, где он так же работал парторгом. У отца  была медаль  «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,  много юбилейных медалей, значков, грамот  за хорошую работу.  К большому сожалению, они утеряны, но сохранился в  памяти  его  костюм с пристёгнутыми  наградами. Папин  вклад в Победу был  на трудовом фронте.
 Мы, дети военного времени, тоже не сидели  без дела. Тянули лямку наравне со взрослыми. Работы было много, каждый день проходил в труде.  Летом нас всем классом с классным руководителем  возили  на  колхозные поля  полоть пшеницу и картошку. Помню, как жили  в сельском клубе, девочки на сцене, а мальчики в зале. Нас там хорошо кормили, была цель -  сохранить  детей, чтобы  не умерли от голода.    Нас воспитывали трудом, заставляли по мере сил трудиться. С шести лет ребёнок  уже на покосе,   мальчикам сделают маленькие грабельки, они и сгребают  сено к стогу.
 И домашние дела вели дети, каждый знал свои обязанности, что ему делать после школы. Я в 11 лет уже доила корову и присматривала за младшенькими: сестрёнке Зине 5  лет, брату Гене 3 года, а Валере 6 месяцев.
 Продукты в то время были по карточкам, норма хлеба на одного рабочего 600 граммов, а на ребёнка 300.  Хлеб был красный с добавлением  растения сарго (такие веники с красными семенами), он  был невкусный.  Голод не тётка - ели и его. Потом  хлеб  стал желтоватый, потому что стали добавлять кукурузу.  Вот он-то был вкусный, но рассыпался. Все семьи выживали за счёт огорода. Картошки накапывали по 100 мешков, она нас спасала, но её всё равно   не хватало на зиму, потому что это был основной продукт питания.  А ещё мы питались дикоросами. Собирали  лист брусничника, которого  было очень много. Голубицу на крыше стелили тонким слоем, зимой мёрзлую ели. Помню, что всегда с цветами из леса возвращались. Помогали и пойманные на удочку пескари.
 Одеты были кто в чем —  штопаная- перештопанная одежда, обувь с заплатками. Летом вся ребятня бегала босиком. Поэтому такого понятия, как мода, среди моих ровесников не было.
 Когда закончилась война, мы сдавали экзамены. Весть о Победе собрала всех односельчан на  митинг возле школы. Взрослые обнимались, плакали, а дети ликовали, подпрыгивая и хлопая в ладоши. Радость была нескончаемая, появилась надежда на лучшее.
 Впереди ещё были немалые трудности. Надо было поднимать  страну из руин, сделать жизнь людей жизнерадостной и уверенной. Наш народ справился с этим.
 Вот таким было наше детство в военное лихолетье, поэтому я имею почётный знак «Дети военного времени».
Дорогая Анечка, будь  доброй, трудолюбивой и дружелюбной, хорошо учись. Прославляй нашу Родину хорошими делами. Радуйтесь, мои родные,  мирному времени!»
 Воспоминания Марии Георгиевны для нашей семьи бесценны, письмо хранится в нашем  семейном архиве и помогает сберечь  исчезающее на глазах прошлое.

Анна Лабзюк, МОАУ СОШ №3