В нашей школе стартовал проект "Школа, ты не старишься!". Была проделана большая работа, установлены связи с выпускниками школы, которые активно откликнулись на просьбу поделиться своими воспоминаниями. Вот так вспоминает свои школьные годы (1957-1966) Ефимов Анатолий Геннадьевич, проживающий сейчас в г. Владивосток.
«Начальная школа с.Саскаль располагалась на склоне сопки, слева от въезда на гл. улицу. Дом был деревянный, с высокой лестницей и двумя комнатами.1-я - неотапливаемая, что-то типа раздевалки-коридора, и 2-я - непосредственно класс. Парты были большие, на 4-6 человек (скамья без спинки и стол на общей раме). Учились одновременно 2 класса (1-3 и 2- 4) в две смены, было два учителя, а иногда и один. Бессменно с 1950 г. работала учителем моя мама Ефимова Матрёна Павловна (род. 4 марта 1918г., Ставропольский кр.), так что почти всё старшее поколение - её ученики. В 1957г. в эту школу пошёл и я, и где-то в октябре мы переехали в новую школу. А в это помещение поселилась библиотека, ею заведовал мой отец Ефимов Геннадий Данилович. Ниже по улице находилась старая пекарня, магазин и дальше - съезд к речке. Новая школа, вернее, её сруб был перевезён из Кумары (административный районный центр до 1955 года) по случаю закрытия средней школы, а еще саженцы для сада. В Кумаре это была полная средняя школа с большим садом. Вся молодёжь села училась там, проживали в интернате, в субботу уходили домой за продуктами (в основном сало, молоко и борщ, замороженый в чашках и кружках, квашеная капуста, хлеб) и в воскресенье-понедельник возвращались на занятия. После переезда в новое здание нам отгородили 4 класса, остальное было в стадии строительства, занятия проводили в первых двух комнатах в одну смену, по 2 класса в комнате, и статус пока был начальной школы. На следующий год отстроили до учительской включительно, снова отгородили, и учеников с Кумары перевели к нам. И только на следующий год запустили полностью. Несколько позже построили здание интерната, и учеников из сёл Ново(Малая)-Кумарка, Симоново, Актай и Новогеоргиевка перевели к нам. Питались они уже в совхозной столовой, и на выходные, по возможности, их возили домой, а чаще дети в Кумарку и Актай ходили пешком. Территория школы была ограждена забором из штакетника, был разбит небольшой сад с чёрной смородиной, малиной, крыжовником. Были также небольшая спортплощадка, сквер и большая клумба. Все помещения отапливались печами, которые топили всю ночь. Дрова заготавливал совхоз, но иногда привлекали и старшеклассников. Ходили зимой пешком в район Зуевского ключа на колку и погрузку для вывоза. Каждую весну мы занимались посадками леса, который впоследствии браконьеры выпилили без зазрения совести. Во время лесных пожаров занимались и тушением пожаров(!!!) 7-10 классы, это нам оплачивалось лесничеством, и неплохо. Совхоз рос, и нас также возили на "подъём целины" - очищали поля от корней и камней в районе от Кумарки до Симоново. А осенью (святое дело) - все на картошку! Отменялись занятия, и на неделю - на совхозные поля. Клуб был ещё старый, и поэтому зимой, после занятий школа была для нас местом «тусовки», как сейчас говорят. Работали кружки, хор, библиотека, сами крутили кино узкоплёночной "Украиной", играли в настольный теннис и занимались фотографией. В общем, школа была, особенно зимой, как бы детским клубом, при этом учителей практически с нами не было. Кто-то из девочек был за библиотекаря, я вёл фотокружок, кто-то был ответственным за кино. Работали вожатые из нашего же числа, а к вечеру мы приносили дрова для печей и расходились, оставались только участники самодеятельности и хора, руководила которым Турбова С.А. Я сейчас удивляюсь: как это нас, практически детей, возили с самодеятельностью вечерами в соседние сёла, правда, не в самые морозы, но в ноябре, марте в открытой машине было довольно холодно. Чтобы не показывать вида, что мёрзнем, парни всю дорогу "пели" песни, в результате на сцену нас уже не пускали, да и брали нас больше как группу поддержки. После строительства клуба и открытия Дома культуры, так теперь называется клуб, старшие классы переместились туда, в школе остались ученики до 8 класса. Здесь мы уже стали полноправными участниками взрослой жизни села, ходили на вечерние сеансы, танцы и засиживались в библиотеке допоздна. Наш класс был первым, кто шёл по программе средней школы, но в 1966 году (я был в 9 кл.) встал вопрос: будет ли школа средней, по случаю малочисленности класса. Слава Богу, решили продолжить. Классным руководителем была Екатерина Павловна Шкап - учитель математики, молодая красивая женщина. Вот она-то нас и подтянула по математике, да и просто помогала в решении жизненных вопросов, которых так много в этом возрасте. Правда, я и Зверев А. для себя выбрали другой путь, и в этом же году поступили в Хабаровский железнодорожный техникум. Школьная жизнь закончилась, и в 16 лет мы начали самостоятельную жизнь. Сейчас, прожив жизнь, всегда с благодарностью вспоминаю всех учителей, которые учили нас и мучились с нами. Часто нашими учителями были выпускники Благовещенского пединститута, они нас прекрасно понимали. Может, поэтому мы и учились легко, даже учитывая то, что частенько не полностью осваивали школьную программу, так как не всегда были учителя - предметники. К примеру, английский практически не учили, были перерывы с математикой и русским языком. Тем не менее, знаний хватило учиться дальше. Это малая часть того, что помню, к сожалению, литературного таланта за всю жизнь не обнаружилось, на том и заканчиваю.».
А.Н. Столяров,
учитель русского языка
и литературы
МОКУ "Саскалинская СОШ",
руководитель проекта