«Чем дальше на Восток - тем люди гостеприимнее…»
Скажу честно, что за свою немалую журналистскую практику брать интервью у своих коллег как-то не доводилось. Тем более, у журналистов-иностранцев. А здесь - такая возможность… Коллеги по "электронке" сообщили, что через день в Шимановск прибывает немецкий журналист Уве Майснер: совершает в одиночку марафонский велопробег Берлин-Владивосток. И неплохо было бы встретить гостя, обогреть-накормить. Ну, это мы можем, русское гостеприимство известно далеко за пределами нашей "империи"! А заглянув на электронную страничку Уве, узнали, что отбыл он от родного порога еще 16 апреля! И предстояло ему пересечь несколько государственных границ и путь длиной в 12 тысяч километров. А во Владивосток прибыть велосипедист планирует в конце октября. Вот что еще прочитали на его сайте (кстати, судя по размещенному здесь тексту, по-русски пишет он достаточно сносно, иногда, правда, путается в точности подбора слов, но, согласитесь, что даже некоторым аборигенам наш "родной и могучий" бывает сложноват). "…Я сплю в замаскированной палатке "Татонка Нарвик 2". Но я испытывал, что гостеприимные русские часто приглашают в дом, даже на ночь. В дикой природе я только в крайних случаях хочу ночевать: Общество (и, следовательно защита или помощь, если это необходимо), меньше комаров и нет диких зверей - это только некоторые важные причины для этого выбора. Ремонт велосипеда намного легче с помощью людей - не все запчасти можно вести собой. Преимущество употребления главных дорог - это их лучшее качество. Их недостаток: Русские водители, для которых велосипедист враг, раздражающее насекомое, которое только беспокоит при вождении. На улицах я ношу сигнальную одежду. Каждый день я планирую ездить на велосипеде в 80 - 100 км; немного меньше было бы тоже достаточно, но следует ожидать трудности: сломанный велосипед, заболевание, что-то неожиданное. Свой рейс я документирую в словах и с фотографиями. Кроме того хочу я собирать портреты жителей России. Хочу их спрашивать что изменилось после перестройки. Результаты опросов можно частично увидеть в видео блоге сайта". … К моменту прибытия в Шимановск за плечами Уве было уже более 10 тысяч километров и, надо полагать, очень трудных километров. И сотни встреч с самыми разными людьми, нашими соотечественниками, - и в крупных мегаполисах, и на самых глухих полустанках. Поэтому резонно подумалось, что наш коллега - кладезь интересной информации и интересных наблюдений. Тем более, интересно было узнать, как выглядим мы, россияне, в глазах пришлого человека. Чем удивили, восхитили, огорчили… Скажу сразу, что общаться с Уве было просто, говорил он по-русски очень даже хорошо для иностранца и, по всему было видно, что за время долгого путешествия по России неплохо стал разбираться в "тонкостях" нашего менталитета и в особенностях социально-экономической жизни россиян. Мы с ним сразу же договорились, что, будучи коллегами-журналистами, переходим на "ты" и стараемся говорить откровенно обо всем. - Уве, откуда ты родом, из какой семьи, где учился и откуда такое хорошее знание русского языка? - Родился я в Саксонии, в Лейпциге, жил здесь до 18 лет, а затем учился в педагогическом университете в Берлине. Отец был, как сказать, специалист по искусству, ученый, пишущий статьи по искусству. Мама училась на швею, потом 15 лет нас воспитывала, а затем стала работать секретарем на полиграфическом предприятии. У меня есть старший брат, работает инженером, и младшая сестра - воспитатель в детском саду. По образованию я учитель русского языка, но еще есть две специальности, которые я получил, обучаясь им , - плотник и библиотекарь. Мне хотелось просто быть разносторонним человеком, понять разные направления, различные сферы жизни. - А сколько тебе лет и есть ли у тебя семья и дети? - Мне 52 года, у меня двое взрослых детей, дочь и сын. И в настоящий момент я в разводе. - О, для своего возраста ты прекрасно выглядишь, сорок - не более! - Спасибо, это оттого, что я занимаюсь спортом. Не велосипедным, а футболом, волейболом, плаваньем, летом - в водоемах, а зимой хожу в бассейн. - А журналистика как стала на твоем пути? - Учителем русского языка я работал лишь полгода, сейчас я - свободный журналист (а вот это - мечта всех российских журналистов! Авт. ремарка). А пришел к ней через мои путешествия, путешествую и пишу статьи для различных изданий, как на русском языке, так и на немецком. Этим зарабатываю деньги. А чтобы путешествовать по России, надо иметь хорошую языковую практику. - А почему именно велосипед? - Велосипед - это мой первый верный друг еще с детства. Влюбился я в него еще с 11-12 лет, когда с моим двоюродным братом предпринимали свои первые маленькие путешествия. А потом на велосипеде последовали уже большие путешествия… Позже брат отказался, а я никогда не бросал свое увлечение. - Уве, а почему ты для такого рискованного путешествия выбрал именно Россию? Скажу прямо, большинство наших обывателей, прочитав про твое столь далекое путешествие по неспокойной нашей стране с ее не самыми лучшими дорогами, скажут просто: блажь. Не понял? Можно еще сказать: дурь. А кто-то, более консервативный из старшего поколения, вообще подумает: а может, это шпион? - Для меня это было ясно. Я 20 лет мечтал об этом, а теперь пришло время осуществить свою мечту. И в личной жизни у меня появилась возможность освободиться на время от работы. А почему именно Россия? Во-первых, я неплохо знаю язык (без знания языка ехать сюда нельзя!), к тому Россия мне понравилась, когда я в 90-х годах полгода учился здесь на филфаке. Я себя чувствовал здесь, как на второй родине. Очень понравилось гостеприимство русских, простота в общении. Скажу, что многие эти качества мы потеряли. Лично я был против, когда происходило объединение Германии. Тогда люди, как будто, посходили с ума… Да, в материальном плане люди стали жить лучше, но межличностные отношения стали хуже. Не стали такими дружными, как были до этого. А в вашем обществе это все еще осталось… - И все-таки хочу понять: рискнуть в одиночку отправиться… Это очень большой риск и авантюра! - Да, я по натуре склонен был к авантюризму. Очень люблю читать Амундсена, Нансена - книги великих путешественников. Я люблю делать то, что другие не делают. Нагрузить себя предельными нагрузками и посмотреть границы своего организма. Научиться преодолевать тяготы и испытания. Это одна причина. Другая - Россия, это страна, где можно встретить настоящих интересных людей. У нас очень много скучных людей. Я устал от цивилизации… Но сейчас я уже не ищу рискованных приключений. Я в принципе был хорошо подготовлен к путешествию, заранее был установлен контакт с людьми, которые были готовы мне помочь по ходу передвижения. Знал, как и где буду ночевать. Поэтому предполагал, что в дороге мне будет не очень тяжело. Я не рискую и ночью не передвигаюсь, а днем еду в сигнальной одежде. - А что оказалось в действительности? И вообще, какими в твоем представлении сейчас выглядят граждане моей страны. С чем ты столкнулся? - Скажу про плюсы и минусы. Путешествуя по России, я встретил дикость и наглость в таких размерах, каких не встретишь в Германии. Не знают, как надо качественно работать, это в гостиницах. А ведь этому можно научиться! Мужчины у вас очень невоспитанные, говорят и действуют очень прямолинейно, идут напролом, как медведи. Не смотрят, что мне, может, не нравится, как он себя ведет. Плохо, что пьют без предела. А положительно в них то, что готовы помочь и предлагают свою помощь. Добродушны, открыты. Женщины: мне не понравилось, что некоторые из них не с удовольствием выполняют свою работу, что видно в сфере обслуживания. Но готовы помочь и тоже гостеприимны, любят угождать мужчинам. Я переживал за участок между Читой и Хабаровском, но он для меня оказался наиболее благоприятным, очень помогли люди. Это в Германии невозможно, чтобы тебе помогали совсем незнакомые люди. - А как себя в дороге вел твой верный друг - велосипед? - Велосипед у меня среднего качества и стоит "средних" денег (это порядка 36 тысяч рублей). В целом, показал себя неплохо в дороге, хотя были и поломки. Русские помогали мне в ремонте и иногда совершенно бесплатно. Но катастрофических поломок не было. - А дороги? - Вы можете гордиться: у вас дороги лучше, чем в средней полосе России. Хорошо, что появилась такая трасса до самого Владивостока. - Не могу не спросить чисто о финансовой составляющей столь долгого путешествия. Это ведь дорогое удовольствие? - Я два года копил, чтобы отправиться в это путешествие. Но велосипедный спорт сам по себе - не совсем дорогое удовольствие. Если взять все мои затраты (вместе с покупкой велосипеда), то это порядка 10 тысяч евро. Мне, конечно, приходится иногда спать в гостиницах, но чаще всего помогают с ночлегом люди - и ночлег предоставляют, и кормят. А помогают мне находить таких людей мои коллеги-журналисты: у кого-то по ходу моего передвижения есть знакомые, у кого-то родственники… Я им всем благодарен, скажу прямо, без такой поддержки русских вряд ли бы состоялось мое путешествие. - Уве, ты сказал, что потерял в дороге пять килограммов собственного веса, были и неприятные моменты… Но если бы предстояло отправиться вновь в такой длительный путь, рискнул бы вновь? - Отправился бы снова. Я не жалею, что отправился в это путешествие. Это опыт, и это поможет еще больше приобрести жизненного опыта. - Спасибо за интервью. И счастливо добраться до Владивостока!

В.Павличенко