Мое поколение сорокалетних еще помнит войну. Нет, не лично, конечно. Но все же это была реальность, входившая в наши школьные будни встречами с ветеранами на пионерских сборах, оформлением папок-раскладок для кабинета истории, рассказами родителей и бабушек о том, как жили в войну.
Да, Великая Отечественная давно закончилась. Но она имела к нам непосредственное отношение, потому что живы были еще ветераны, на полках библиотек стояли зачитанные до дыр книжки о пионерах-героях. А на фильм «В бой идут одни старики» в сельский клуб мы бегали раз по пять. К счастью, мы не были детьми войны. Но мы были ее внуками.
Наши дети той войны не помнят, она ушла в бесконечно далекое «давным¬-давно», в котором не было ни их самих, ни того, что имеет к ним отношение. Для нынешних подростков, что Отечественная война 1812-го года, что 1941-го… Умы современных ребятишек бередят иные потрясения, их фантазией владеют иные герои. Жаль, что распадается связь времен. Ведь та война и вправду была, вопреки всему, и Великой, и Отечественной, самой трагической и героической страницей нашей истории, которой мы, как нация, имеем моральное право гордиться. Нужно, чтобы и наши дети ощущали, что и они имеют отношение к тем далеким событиям. Начинать это делать нужно как можно раньше, пока в малыше жив еще пылкий первозданный интерес ко всему происходящему в мире. Но как рассказать шестилетнему ребенку о том, что произошло шестьдесят пять лет назад?
Всем детям интересно узнать, что было, когда их самих еще не было на свете.
Сам факт, что в мире вообще что-то было еще до их появления на свет, завораживает и интригует. Что значит «давным-давно»? А во что играла мама, когда была маленькая, а бабушка? Как тогда одевались? Что было в доме? Старшее поколение вашей семьи - дедушки, бабушки, конечно же, могут, рассказать любимому внучонку о том, как было в войну. Эти истории могут дать малышу более яркое представление о войне, чем любая экскурсия по местам боевой славы.
Когда ребенок перешагивает порог школьного возраста, его впервые захлестывает волна романтического преклонения перед героями и героизмом, его душа пылает жаждой подвига. Осознав, что в мире существует зло, он мечтает сразиться с ним и победить. Вероятно, один из секретов безумной популярности книг о Гарри Поттере заключается именно в том, что, отождествляя себя с этим мальчиком - волшебником, маленький читатель вступает в схватку, ни много, ни мало с воплощением мирового зла и выходит из этой битвы победителем. Но ведь были и реальные дети-герои, совершавшие настоящие, не выдуманные, подвиги. О них ваш ребенок узнает со страниц книг «Сын полка» В. Катаева, «Дорогие мои мальчишки» Л. Кассиля, «Отряд Трубачева сражается» В. Осеевой, «Партизанка Лара» Н. Надеждиной, «Дневник Тани Савичевой» Ю. Яковлева и многих других замечательных детских книг о войне.
Заботливые родители могут задать вопрос: а стоит ли вообще рассказывать ребенку об ужасах войны? Может, пусть лучше растет в уверенности, что мир устроен справедливо, а люди в нем живут мирно и счастливо? Об ужасах, конечно, лучше не рассказывать. Хватает ужаса, льющегося с экрана телевизора. Но это вовсе не значит, что нужно воспитывать ребенка в бесконфликтном, но абсолютно неправдоподобном мире.
Когда ребенок перешагнет рубеж подросткового возраста, ему вполне можно рассказать и о фашизме, и о том горе, которое он принес миру. Посоветуйте ему почитать «Дневник Анны Франк», посмотреть фильм «Список Шиндлера» или «Обыкновенный фашизм»… В каждой семье, наверняка, есть вещи, сохранившееся с незапамятных времен. Некоторые из них смело можно назвать семейными реликвиями, другие просто жалко выкинуть, до третьих - руки не доходят. Но то, что для вас ¬бесполезный хлам, которому пора на помойку, для музея и для ребенка, приходящего в музей, - бесценные крупицы Времени, звенья цепи, связывающей прошлое и настоящее. Дети с одинаковым любопытством рассматривают и котелок советского солдата, и ложку с фашистской свастикой, и детскую книжку времен войны, и радио - «тарелку». Каждый предмет - отдельная тема, маленький осколок времени. Начиная рассказывать малышу о солдатском котелке, мы обязательно скажем слово «война». А что такое война? Почему она началась? Когда это было?
Конечно же, ребенку обязательно стоит сказать, что для того, чтобы победить врага, сильного и вооруженного до зубов и уже покорившего всю Европу, всему нашему народу пришлось на долгое время забыть обо всех других делах и встать на защиту Отечества. А потом, когда захватчиков выгнали из нашей страны, солдат, выживший, вернулся в родные края и привез с собой этот котелок… Война будет понятнее дошкольнику, если он увидит ее глазами другого ребенка. На потрепанной фотографии из семейного альбома - девочка, маленькая, плохо одетая. «Кто это?» - спросит ваш малыш. «Это наша бабушка, когда была маленькая. Это было во время войны ... « Предложите сыну или дочке расспросить одноклассников о том, воевали - ли их деды - прадеды на фронтах Великой Отечественной.
Ребенок в возрасте одиннадцати - тринадцати лет может познакомиться с прекрасными фильмами 60-70-х, где война показана сквозь призму человеческих судеб. Это фильмы не о сражениях - о людях, живущих, любящих, мечтающих, погибающих, фильмы о мужестве, нежности, любви, взрослении. В этом золотом списке - и «Летят журавли», и «Женя, Женечки и Катюша», и «А зори здесь тихие»… В последние годы на экраны вышло немало фильмов о Великой Отечественной войне, которые наверняка подойдут для семейного просмотра: «Диверсант», «Штрафбат», «Враг у ворот», «Курсанты» и др.
Сходите с ребенком в музей, пусть он увидит подлинники уникальных документов военных лет: писем с фронта, наградных благодарностей, «похоронок». Наверняка, он с интересом будет рассматривать ручной пулемет и гранаты времен Великой Отечественной. А еще обязательно он увидит на фотографиях своих родных, близких, знакомых, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.
Так постепенно сомкнется в детском сознании прошлое и настоящее, семейная история и история страны. И лишь когда за строчками школьных учебников и кадрами военной хроники ребенок будет видеть живые человеческие судьбы, он может всерьез заинтересоваться историей той войны, которая была и остается и Великой, и Отечественной, и Народной.
Г.Веприк, директор МУК «Шимановский краеведческий музей»