2 февраля — День воинской славы России:  «Великие битвы, Великой Отечественной»
 «Эх, Сталинград, Сталинград... Как часто о нем вспоминаешь! Об этом городе, стертом на твоих глазах с лица земли и все-таки оставшемся живым...» — восклицал писатель Виктор Некрасов — заместитель командира саперного батальона, защищавший Мамаев курган на протяжении всех «дней и ночей» великой битвы.
 Сталинградская битва – одно из крупнейших сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн, положившая начало коренному перелому в ходе войны. Битва стала первым масштабным поражением вермахта.
 По размаху, длительности, напряжённости и количеству участвующих сил Сталинградская битва (17. 07 1942 г. - 02. 02 1943 г.) не имела равных в мировой истории. Сражения развернулись на площади 100 тыс. км2 при протяжённости фронта от 400 до 850 км. Битва включала и оборону, и наступление. На отдельных этапах с обеих сторон участвовало два миллиона человек.
 За весь ход битвы советские потери составили: 1,03 млн. человек, 4 341 танк, 15728 орудий и миномётов, 2 769 самолётов. На территории г. Сталинграда погибло наибольшее количество военнослужащих в уличных боях Второй мировой войны. Только за один день (23 августа 1942 года) от бомбёжек погибло от 60 до 320 тыс. горожан. Средняя продолжительность жизни солдата в Сталинграде в разгар боёв редко превышала одни сутки. На Мамаевом кургане похоронено не менее 34-х тысяч солдат.
 Сталинград действительно встал фронтом поперёк России и всю её прикрыл собой.
 В августе 1942 года советское командование перебросило дополнительные силы на Сталинградское направление. Это были дивизии с Дальнего Востока, Сибири и Забайкалья. В ходе непрерывных ожесточённых боёв бойцы и командиры, призванные из Амурской области, проявляли многочисленные примеры мужества, героизма, отваги и с честью оправдали великое и почётное звание воинов Красной Армии, сохранили традиции дальневосточников–сибиряков. Только 68-я гвардейская стрелковая дивизия (сформированная в основном призывниками из Амурской области) уничтожила более 20 тысяч и взяла в плен 17 тысяч фашистов в боях под Сталинградом с июля 1942 г. по февраль 1943 г.
 Среди тех, кто сражался на волжских берегах, был и М.Ф. Чуян. (на фото).
Михаил Федорович воевал в 21-й армии, которой командовал генерал Чистяков. В эту армию входила 23-я стрелковая дивизия и его 225-й стрелковый полк под командованием подполковника Ахлюстина.
 Сам же Михаил тогда под Сталинградом командовал отделением бронебойщиков. Он на память называл характеристики противотанковых ружей. «Однозарядное, системы Дегтярева, противотанковое ружье, длиной 2 метра и весом 16 кг, стреляет бронебойными зажигательными пулями. А вот пятизарядное ПТР, системы Симонова, полагалось на расчет из трех бойцов. Пуля, которая пробивала броню танка и зажигала его, весила 200 граммов. 
 Лобовую броню танка она не пробивала, толщина здесь достигала 6-7 см, а вот с бортовой броней толщиной 4 см, она легко справлялась» - делился военным опытом бывалый солдат. По словам Михаила Федоровича, они, в основном, стреляли по гусеницам и, когда танк начинал как «ужаленный» вертеться на подбитой гусенице и тем самым подставлять бок, тут его и били наверняка.
 Вот один из примеров боевого опыта бронебойщика Чуяна.
 ...Шли третьи сутки, как бронебойщики  непрерывно отражали атаки гитлеровцев. С рассветом свыше сотни немцев пошли снова в атаку. Командир отделения сержант Михаил Чуян скомандовал: «Не стрелять, беречь патроны и бить наверняка». Чуян старался подпустить врага как можно ближе. Автоматные очереди и пулеметная очередь единственного пулемета ударили одновременно. Уползли и убежали обратно с десяток немцев, не больше.  Через полчаса немцы вернулись, но уже под прикрытием танка. Нет, не «тигра» или «пантеры» - тогда их еще не было, появились они потом, на Курской дуге. Под Сталинградом в степи было много балок, подобие наших оврагов. Вот из-за одного из них выкатился незаметно средний T-IV и, на малой скорости проехав до очередной балки, «нырнул» туда, а оттуда, выскочив на полной скорости, рванул на позиции наших солдат.  Противотанковое ружье стояло в окопе, пока оно не требовалось, и немы, видимо, полагали, что у наших солдат, кроме автоматов и пулемета, ничего нет. Едва танк начал подниматься на возвышенность, что находилась перед траншеей, Михаил Чуян тщательно прицелился, сделал выстрел, еще один. Левая гусеница T-IV«разулась», и он закрутился на месте, подставляя бок. Михаил послал в уязвимое место танка еще заряд, и он запылал. Танкисты попытались выбраться через верхний люк, но тут же замертво падали на землю, сраженные меткими выстрелами товарищей Михаила по оружию. За этот бой сержанта Чуяна представили к медали «За отвагу».
 Много еще фронтовых дорог прошел Михаил до победного Мая 45-го. Воюя в составе Прибалтийского фронта на территории Литвы, был тяжело ранен. Михаил Федорович, тогда в звании старшины полковой батареи, на конной тяге отводил лошадей на отдых в конюшню. И, откуда ни возьмись, прилетел немецкий снаряд. Взрыв, пламя, очнулся он только в госпитале. Более полугода пролежал на больничной койке. Последствия оказались тяжелыми - потерял глаз.
 Только в сентябре 1945 года Михаил Чуян вернулся домой. Работал в Зейском районе на приисках добывая золото, а потом переехал в Сиваки, где трудился в лесной промышленности. Находясь на заслуженном отдыхе, переехал в Шимановск к детям.
 За воинские подвиги Михаил Федорович был награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями: «За отвагу», «За оборону Сталинграда», памятными знаками и юбилейными медалями.
 Умер 23 июля 2005 года.
 Не забыть нам подвиг героев Сталинграда. И тех, кто навсегда остался там, в сталинградской земле. И тех, кто вышел живым из огня. Вечная память и вечная слава им!

Е.Т. Лоншакова, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
 МБУ «Шимановский краеведческий музей»
Фото начала 1980-х годов