Региональный минтранс — о необходимости ввода ограничений для большегрузов
Весенняя «просушка» дорог — так специалисты называют ежегодные ограничения движения тяжелых грузовиков на региональных и муниципальных трассах. Они вводятся для тяжелых фур с осевыми нагрузками свыше 12 тонн. В Амурской области весенняя просушка в этом году проходит в два этапа: с 1 по 30 апреля в южной части региона, а с 15 апреля по 14 мая в северной. Конечно, всё это усложняет работу автоперевозчиков: им приходится сверяться с графиками и выстраивать маршруты, учитывая ограничения. «Но эта вынужденная мера очень важна для сохранения наших транспортных артерий», — подчеркивает министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Александр Зеленин.
Сохранить дороги
Раньше временные ограничения движения транспорта в весенний период касались всех дорог России. Начиная с 2018 года ограничение уже не касается федеральных трасс, а местные и региональные всё так же закрываются «на просушку». Сроки ежегодной транспортной акции, как и список ограничений, варьируются в каждом регионе. Это зависит от географии и климата. Именно поэтому в южных и северных районах Приамурья проезд большегрузам ограничивают в разное время: на весь апрель на юге, и с середины апреля до середины мая на севере.
Ограничение введено для сохранения дорог, пояснили в амурском минтрансе. Для нашего региона с муссонным климатом и избыточной влажностью это особенно актуально. Есть дождь или нет дождя, идет снег или зима малоснежная — это не имеет значения. В любом случае грунт, из которого строится «подушка» дороги, напитается влагой.
— Когда наступают сильные морозы, происходит расширение влаги, и на поверхность дорожного покрытия идет давление снизу: законы физики. Но даже зимой асфальтобетон не так сильно «рвет», как это происходит весной, когда всё кругом начинает оттаивать, — объясняют специалисты. — С наступлением тепла дорожная «подушка» нагревается, и грунт сжимается из-за того, что лед уменьшается. Между дорожной «подушкой» и асфальтобетонным покрытием, а также внутри самой «подушки» образуется воздушная прослойка. Это всё, конечно, конструктивно заложено при строительстве дорог. Но! При оттайке появляется самый большой негативный фактор — когда на дорожное полотно оказывается сильное давление от тяжелого грузового транспорта. Чтобы этого не происходило, каждый год весной в одно и то же время на месяц вводят ограничение. За этот период нужно сохранить дорогу.
Самое главное — безопасность дорожного движения
Статистика — вещь упрямая: если на дорогах появляются ямы, растет риск дорожно-транспортных происшествий. А чем больше ДТП, тем больше пострадавших и погибших. Самое главное — это безопасность дорожного движения, подчеркивают в региональном минтрансе. Потому так важно, ради сохранения дорог, вводить ограничения для большегрузов.
При этом в разных регионах состояние дорог существенно отличается, что обусловлено многими причинами, и в том числе природно-климатическими условиями. Они различаются даже в пределах нашей области, что сказывается и на дорожном полотне.
Так, на севере Приамурья и в холодное время года из-под земли идет вода. Парадокс, но это так: мерзлота давит — воду из-под земли выбивает. Чем сильнее холод, тем больше воды. Федеральную трассу «Лена» (она от Невера уходит в Якутию) до Тынды заасфальтировали, но ее постоянно корежит. Что говорить о дорогах регионального и местного значения, в которые вкладывается не так много средств.
— Поэтому дороги надо сохранить — и те, которые есть, и те, которые строим, — подчеркивают в министерстве транспорта Амурской области. — За передвижением большегрузов следят посты весового контроля. По области курсируют несколько мобильных пунктов весогабаритного контроля, а также продолжит работу в штатном режиме стационарный автоматический пункт на 54-м километре трассы Благовещенск — Свободный.
«Бизнес не понимает, насколько это важно»
Все знают, что ограничения для тяжелых фур вводятся ежегодно в одно и то же время. Приказ регионального минтранса вышел еще в феврале. Но для многих владельцев грузового транспорта и грузоперевозчиков это как откровение.
— Хотя мы не обязаны разъяснять приказы минтранса Амурской области, мы предупреждали всех представителей транспортных компаний, кто обращался к нам по каким-то вопросам, что с 1 апреля введут ограничения, — прокомментировали в межрегиональном территориальном управлении Ространснадзора по ДФО. — А первого апреля у нас телефон не замолкал и очередь образовалась — столько нарушителей выявили. Штрафы большие — от 250 до 400 тысяч рублей на собственника или владельца транспортного средства. Понятно, что людей переполняют эмоции: «Нам что, закрываться?!» Но если вы занялись бизнесом, то весь риск берете на себя — вы его должны рассчитать. В апреле возить нельзя: у вас есть возможности для обслуживания техники, отпусков, обучения водительского состава, повышения квалификации. Можно полностью сделать техобслуживание хорошее — поменять резину, масло, подготовить технику к летнему сезону. Машины крупногабаритные — огромные; помимо тягача, есть еще прицеп и так далее. Много работы.
За передвижением большегрузов следят посты весового контроля
К сожалению, основную часть бизнеса в сфере грузоперевозок заботит только прибыль и мало волнует сохранность дорог. Между тем в каждой организации, которая занимается перевозкой пассажиров и грузов, должен быть специалист, ответственный за безопасность дорожного движения. Вопросов много — кадровых, технических, нужно следить за тем, чтобы соблюдалось законодательство. Как показывает практика, большинство руководителей транспортных организаций об этом даже понятия не имеют. Другие знают, но не хотят брать в штат такого специалиста. А он нужен. Причем должен быть обучен и аттестован в межрегиональном территориальном управлении Ространснадзора по ДФО.
Передвижение большегрузов контролируется стационарным и передвижными пунктами весового контроля. Дислокация мобильных контрольных постов может меняться. Дороги закрыты, но не для всех: ограничения не распространяются на дорожную спецтехнику, сельхозтехнику, задействованную на весенне-полевых работах, и другой транспорт. Есть и другой вариант: можно возить грузы в трех-пятитонных машинах. И тогда никакие ограничения вас не коснутся.
«В период оттайки дорожное полотно особенно уязвимо»
— В период оттайки дорожное полотно особенно уязвимо и подвергается быстрому разрушению. Мы заранее проинформировали владельцев большегрузной техники о вводимых ограничениях, чтобы они успели оформить специальные разрешения или завершить логистику до первого апреля, — сказал министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Александр Зеленин.
Ирина Ворошилова