Интервью с Яной Васильевной Щербак – преподавателем театрального отделения Детской школы искусств - о её работе, театре и детях.
- Можете рассказать немного о себе? Откуда вы родом? Где учились?
- Я родилась и выросла в Шимановске, окончила школу № 2, училась в Хабаровском государственном институте искусств и культуры. Потом 15 лет жила и работала в Хабаровске. Там у меня было своё праздничное агентство, где я занималась организацией различных мероприятий. Затем вернулась в Шимановск, и, так как в школьные времена я училась на театральном отделении ДШИ, директор пригласила меня туда на работу преподавателем. Я поступила в Амурский колледж искусств и культуры в Благовещенске, который заочно окончила в этом году.
- А вы всегда хотели связать себя с театром или в юности были другие планы?
- Эта мечта появилась во мне, когда я попала на театральное отделение. До этого какой-то конкретной цели в жизни не было. Но в один прекрасный момент к нам в школу на урок пришла молодая женщина и рассказала нам о наборе учеников в ДШИ на театральное отделение. Я была в седьмом классе, а это как раз тот период, когда у человека определяются склонности к какому-либо виду деятельности. И так как я абсолютный гуманитарий, меня эта возможность заинтересовала. Меня зачислили в отделение, и на первых же уроках я поняла, что чувствую себя там, как рыба в воде. А когда мы отыграли первый спектакль, я испытала ни с чем не сравнимое удовольствие, которое теперь дарю детям, своим ученикам. Дарю им возможность почувствовать настоящий кайф, адреналин от хорошего выступления.
- В чём заключается ваша работа? Как проходит ваш обычный рабочий день?
- У меня есть учебная программа, по которой я и работаю. Всё строго выстроено, каждый час, каждый урок, каждая тема должны соответствовать тому, что прописано в этой программе. Обучение длится четыре года и с каждым годом программа усложняется. У нас идут уроки по трём предметам: актёрское мастерство, сценическая речь и беседы о театре. Помимо основной программы мы готовим новогодний и весенний спектакли, в это время занятия проходят в форме репетиций. Те же теоретические знания я даю ученикам уже в процессе подготовки спектакля. В общем интересная, насыщенная работа.
- Чем вы занимаетесь в работе над спектаклем?
- Да всем (смеётся)! Я, конечно, не сценарист, ведь мы для постановки берём готовые пьесы. Но иногда мне приходится дорабатывать сценарий, что-то менять, убирать, подстраивать под нас. В таких случаях мы всегда ставим ремарку «по мотивам». У меня ведь нет каких-то работников, приходится заниматься всем с помощью своих коллег. С художественным отделением мы обговариваем декорации, которые они помогают сделать, те же родители порой предоставляют костюмы, дети могут ещё как-то помочь. Это всё совместная работа. Мне приходится сталкиваться со многим, начиная от выбора материала, заканчивая музыкальным оформлением и светом.
- С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей работе и как преодолеваете их?
- Каждый ребёнок – это отдельная уникальная личность, к каждому нужен свой индивидуальный подход, который приходится искать. Также не стоит забывать, что театральная деятельность – это синтез многих видов искусства. В то время как ребёнку, играющему на скрипке, необходимо только правильно играть заранее выученную композицию, ребёнку-театралу приходится во время выступления и мимику использовать, и тело, и помнить текст, мизансцены, что конечно очень сложно. Поэтому иногда приходится сталкиваться с тем, что не каждый ученик готов к такому стрессу. Мне нужно искать к таким детям особый подход и помогать им справляться с нагрузкой и страхом сцены.
- Вам не тяжело работать с детьми? Попадались трудные дети?
- Нет, это же моя жизнь! Никогда эту работу ни на какую другую не променяю. Не бывает трудных детей, бывает, что им не хватает внимания, что они не могут влиться в какой-то коллектив. У меня все дети идеальные, по-хорошему сумасшедшие.
- Приходилось ли сталкиваться с непреодолимой боязнью сцены у ребёнка?
- Да, бывали интересные случаи. Например, была у меня ученица, которая три года молчком сидела, никуда я её поставить даже не могла, такая была скованная. А потом в четвёртом классе вдруг так зажгла, что просто, как говорится, глаза на лоб полезли у всех от её игры на выпускном спектакле. Повторюсь, всё это очень индивидуально. Да лучше тысячу раз переживать, трястись, чтобы на этих эмоциях показать что-то интересное. А если выходить на сцену с холодным носом, ничего не получится. Это будет как пульс мёртвого, а за этим зритель не будет наблюдать. Всегда должно биться сердце, гореть глаза, только тогда будет театр!
- Зачем дети поступают именно на театральное отделение?
- Детям интересно познавать мир через игру, ведь это дети. А мы на театральном отделении подаём все знания в процессе игры. Все уроки, все тренинги у нас проходят так. Дети порой даже не понимают, что таким образом усвоили что-то новое. А эти игры учат их, помогают им раскрепоститься, почувствовать себя уверенно, вытаскивают из них какие-то скрытые таланты. И детям это нравится.
- Часто ли во время выступлений учеников происходят какие-то казусы?
- Казусы – это часть нашей работы, это же сцена. Ты находишься на всеобщем обозрении, от волнения тебя трясёт, ты можешь забыть текст. Всякое бывает. Но потом это выливается в обсуждение после выступления и общий смех. Однажды девочка при выходе на сцену споткнулась о ступеньку. Вот кто мог знать? Но она собралась, спокойно пошла дальше. Это же хорошо, что ребёнок не сорвался, не ушёл куда-то плакать, а продолжил играть. Он сам себе за это баллы ставит, его даже хвалить за это не надо. Человеку свойственно проверять себя на прочность, чему театральная сфера способствует, как ничто другое.
- Вы поддерживаете со своими детьми отношения не только как наставник, но и как друг?
- Я дружу со своими детьми. Они могут мне в любое время написать на WhatsApp, рассказать о чём-то, а я могу им что-то посоветовать, очень аккуратно, конечно. Я и с выпускниками общаюсь. Мои ученики для меня не просто друзья, а самые лучшие люди.
Виктория Мусатова