«Учительница первая моя...»
Наставникам, хранившим юность нашу
Своим величьем, успехами,
Грядущими и бывшими,
Обязаны мы первому учителю,
Нам в руки первое перо вложившему.
Первый учитель. Это  о нём можно сказать словами Горького, которые он посвятил Пушкину: «Пушкин – начало всех начал». А мы можем сказать: «Учитель 1–4 классов – начало всех начал». Начальные классы – это фундамент, на котором стоит вся школа. Учитель начальных классов воспитывает главные черты: трудолюбие, честность, умение работать самостоятельно. Меня и моих одноклассников – первоклассников Ураловской школы 1962 года этому учила Зоя Павловна Ковальчук.
Зоя Павловна была нашей первой учительницей, мы - её первыми первоклассниками.
Главное, чему научила нас Зоя Павловна – дорожить детской дружбой, потому и  через много лет мы, её первые первоклассники, ощущаем себя родственниками. Мне свои - и Чашникова Люда, и Надя Димитрюк, и Любимская Марийка, и Мишка Каратаев, и Воробушкина Надя, и Витька Перелыгин…
А какой тёплой была встреча почти через тридцать лет с моим первым соседом по парте Мокровым Юрой! Появившись в Ураловке через много лет,  он в первую очередь навестил первую учительницу!
Конечно, первые буквы и первые слова от неё, нашей первой учительницы.
С каким терпением она работала с каждым из нас, не жалея сверхурочного времени, и это давало результаты – наш класс на экране успеваемости почти всегда «летел на ракете».
Этот экран, на котором успеваемость отмечали разными средствами передвижения, идея и дело рук, как я сейчас понимаю, Зои Павловны. Она хорошо рисовала. В начале 60-х оформление классов было строгим: черные парты, чёрная доска, таблицы «Сиди правильно», «Пиши правильно». И вот Зоя Павловна первой вносила в оформление класса какие-то яркие краски. Она придумала для получивших в тетради «5» обложки с огромной «5», с ракетой в звездах (наши первые школьные годы совпали с началом космической эры, и это находило отражение в нашей жизни). На уроках труда мы с Зоей Павловной изготавливали из папье-маше космические спутники и ракеты, спорили друг с другом правильное ли количество антенн и ступеней, как далеко чей аппарат сможет долететь…
А в 1966 году мы переходили в новое здание школы. Вот тут-то вся школа сбегалась в наш класс посмотреть на его оформление: по одной стене «протекала» Волга с фотооткрытками «По ленинским местам», на другой стене пламенел пионерский костёр, а на алых ленточках прикреплены портреты пионеров-героев, чьи имена мы помним и сейчас. К великому нашему сожалению, потом какая-то комиссия запретила такое оформление, пошли более строгие стенды.
Зоя Павловна очень хорошо пела, и мы разучивали с нею много школьных песен.
Вместе с Розой Павловной Рыжковой и Надеждой Михайловной Бригидой она всегда была активной участницей художественной самодеятельности села, песни в их исполнении были украшением каждого концерта.
А сколько интересных книг мы прочитали вместе с Зоей Павловной! Это и «Повесть о Зое и Шуре» Л. Космодемьянской, и «Повесть о сыне» Е. Кошевой, и сказки об Урфин-Джусе…Они все до сих пор памятны мне.
Как-то в ту пору модно было «ставить пьески», и мы репетировали и ставили их под руководством Зои Павловны.
 Пришла пора - и мы окончили начальную школу, надо прощаться с любимым учителем, но, видимо, и Зое Павловне жаль было расставаться с нами: и она оставалась нашим классным руководителем ещё и в 5-6 классах.
В это время у неё был новый первый класс, у которого несколько наших ребят стали вожатыми «октябрятских звёздочек», так что первую «педагогическую практику» я получила под руководством Зои Павловны.
А потом Зоя Павловна возглавила ясли-сад «Черёмушки». Оформление нового детсадовского здания и двора – это её душа и дело. Я водила туда своего брата. Так уютно, как при ней, он никогда не выглядел. Она сама очень ответственный, добросовестный человек, того же неукоснительно требовала от подчинённых.
Потом оставалась без хорошего хозяина сельская библиотека, и настоящей хозяйкой в ней стала Зоя Павловна. Были две небольших комнатки, но как всё было на своём месте! Любили дети приходить в читальный зал, где их встречали герои детских книг, частыми посетителями были взрослые. Я шла к Зое Павловне теперь уже в библиотеку, но знала, что не только нужную книгу возьму, но и поговорю по душам со старшим товарищем, в чём-то соглашусь, с чем-то поспорю, получу нужный совет.
 
1 сентября 2008 года на здании Ураловской школы была открыта мемориальная доска в честь бывшего учителя, директора школы Ковальчука Николая Сидоровича.
Предложение поступило от его коллеги и товарища Васильева Николая Евлампиевича.
Оно было обсуждено на педагогическом совете и поддержано коллегами Николая Сидоровича. 2 февраля на вечере школьных друзей директор школы Данилова Л.Г. ознакомила с этим предложением выпускников школы, которые тоже поддержали это предложение и собрали средства на изготовление памятной доски. За лето доска была заказана и изготовлена.
На открытии первым выступить было предоставлено право автору идеи Васильеву Н.Е.
Он рассказал нынешним ученикам школы о том, в память кого открывается доска.
Ковальчук Николай Сидорович родился и вырос в соседнем селе Кухтерин Луг. После кухтеринской семилетки поступил в престижный тогда Благовещенский геологоразведочный техникум на отделение - «Геология и разведка полезных ископаемых». Потом четыре года службы на Флоте на подводной лодке. После службы поступает на заочное отделение Благовещенского педагогического института. С этого времени его жизнь связана со школой: сначала работал в Шимановске в школе-интернате. А потом в Ураловской школе, которая при нём из восьмилетней выросла в среднюю, при нём шло строительство нынешнего здания школы, которому уже более сорока лет. Он был активным членом общества «Знание» - часто выступал перед односельчанами с лекциями на общественно-политические и педагогические темы. Членом Общества охотников. Позднее был председателем Сельского совета.
Завершил Николай Евлампиевич своё выступление стихами, посвящёнными Николаю Сидоровичу:
Он к детям путь короткий находил,
Светлели лица Пашек,
                               Мишек, Гришек,
Когда по школе проходил
Учитель сельских ребятишек.
Для меня открытие мемориальной доски в память моего учителя Николая Сидоровича Ковальчука – волнующее событие.
1 сентября 1962 года я пошла в первый класс.
И этот день был началом работы директором Ураловской школы для Николая Сидоровича. Первоклассников в тот год было около пятидесяти – это единственный случай в истории нашей школы, когда было два первых класса – «А» и «Б». У «ашников» первая учительница  - Жгилёва Елена Прохоровна, у «бэшников» - Ковальчук Зоя Павловна. И вот на первосентябрьской линейке не всем первоклассникам хватило букетов. Делили старшеклассники для нас цветы. Но всё равно одной девочке букета не досталось. А Николаю Сидоровичу подарила огромный букет белых георгинов Философова Шура. Таких цветов было немного, потому этот букет бросался в глаза даже среди первосентябрьского обилия цветов. И первый, кто заметил первоклассницу без цветов, был Николай Сидорович. Роскошный букет белых георгинов тут же оказался в руках этой девочки. Вот таким внимательным был мой первый директор.
Мы учились в школе, которая находилась чуть ниже открывшейся в 1966 году.
Однажды я пришла в школу без санок для урока физкультуры. И на одной из перемен мы с одноклассницей Тарасюк Тоней пошли домой за санками, не отпросившись у Зои Павловны. Тоня жила на берегу Зеи. Вот мы сначала спустились к её дому, потом я пошла к себе домой, в общем, вернулись мы не к концу перемены, а уже к концу урока. Рассерженная Зоя Павловна отправила нас объясняться к директору школы. Шли мы к нему ни живы ни мертвы. А нас встретили светлые, лучащиеся от едва сдерживаемой улыбки глаза Николая Сидоровича. Мы поняли, что директор-то до-о-обрый! После того я ещё не раз попадала в кабинет к директору школы, потому что была хулиганистой пацанкой. Так с первого класса и приучили к учительской, когда школу окончила, подумала: как же теперь-то быть без неё, вот и пошла в учителя…
 Мы в школьные годы часто ездили на посадку саженцев с лесниками, жечь сучки на лесные деляны. И всегда с нами был Николай Сидорович. Он любил природу. Честно трудился на самых трудных участках. Во время субботников на шпалозаводе становился на зарядку (участок работы, требующий хорошей физической силы), в то время как руководство лесопункта и на субботниках оставалось руководством. Мы это замечали и гордились Николаем Сидоровичем.
Он бывал и строг, и требователен, но всё это по делу, потому у меня никогда на него обид не было, хоть доставалось мне от него по заслугам чаще, чем другим.
 Болью отозвалась весть, когда его не стало. Мы с коллегами были на прощании с ним.  А вот теперь он словно возвращается к нам.
Наставникам, хранившим
                                      юность нашу,
Всем честию, и мёртвым и живым,
Подъяв к устам
                       признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Учительский труд сложно оценить: тут не видно, кто больше добыл угля, отлил стали или чугуна, спилил или вывез кубометров леса…
Порою результаты видны через много лет. Это признают выпускники школы.
  И пусть эта памятная доска с пушкинскими словами будет данью всем учителям, которые работали вместе с Николаем Сидоровичем в течение многих лет в нашей школе, и тем, кого уж нет:
Смолянская Вера Васильевна
Крахмалёва Анна Михайловна
Савченко Тамара Максимовна
Савченко Мария Марковна
Голубева Татьяна Михайловна
Петровец Павел Степанович
Кирсанова Тамара Трофимовна
Жгилёва Елена Прохоровна
Рыжкова Роза Павловна
Колесникова Любовь Андреевна
Жгилёва Лидия Андреевна
и тем, кто жив, с кем мы можем ещё встречаться, общаться.

Л. Головчанская