Проблема нехватки учителей на селе, как помнится, существовала всегда. Достаточно вспомнить всеми любимые советские фильмы "про деревню", сюжет которых был достаточно прост: на место сбежавшей в город от деревенских бытовых неудобств учительницы присылают молоденькую "учителку", выпускницу педучилища (пединститута). И весь сюжет крутится вокруг того, как она преодолевает эти самые бытовые трудности и борется с беспросветной безнадегой сельской жизни. Влюбляется в хорошего (или не очень) сельского парня, прикипает душой к сельским красотам, к душевным людям. И - остается… Этим фильмам, наивным и добрым, но сыгранным очень убедительно и искренне, к тому же, молодыми актерами, ставшими позже такими любимыми и популярными, уже больше полувека. И жизнь в селе сейчас во многом как в лучшую, так и в худшую сторону изменилась. Но, как и прежде, молодые специалисты и учителя, в том числе, очень и очень неохотно едут в села. Тем более, в сельские глубинки, как географически мы считаемся на карте области. Молодых выпускников можно понять: они не хотят бороться с бытовым дискомфортом: топить деревенские печки, носить воду, мыться один раз в неделю (и это еще при условии, что в селе есть общественная баня)… И получать при этом весьма скромную зарплату. Тем более, если есть возможность остаться в областном центре!
Создайте нормальные жилищные и бытовые условия и платите нормальную зарплату - и приедут! Вот простое, лежащее совсем на поверхности, но государственной важности, решение проблемы нехватки учителей в сельских школах. И, наверняка, при таких условиях кто-то из молодых специалистов останется, задержится в деревне. Ведь свои плюсы, признаемся честно, есть и в сельской жизни. Да, в бытовом плане жить тяжелей, возможно, придется заводить свое подсобное хозяйство. Но ведь кого-то все это привлекает! А неспешность и размеренность сельской жизни горожанам может только сниться. Да и возможность потреблять экологически чистые овощи и фрукты, собирать ягоды-грибы сразу же за деревней… И будущим детям - простор и раздолье! Хотя, будем честными и опустимся, как говорится, на нашу грешную землю. Пока в селе не создан такой же уровень сервиса, как в городе, в село молодых специалистов придется завлекать чем-то другим… Поговорить на эту проблемную тему в преддверии очередного учебного года мы решили со специалистом первой категории сектора информационно-аналитической работы Управления по образованию и работе с молодежью администрации района Ларисой Анатольевной Лабутиной.
- Действительно, во многих общеобразовательных учреждениях района - острая нехватка педагогических кадров. Поэтому в сельских школах педагоги работают с внутренним совмещением, это когда учителя вынуждены преподавать сопутствующие предметы. Например, в Ураловской школе остро стоит проблема с учителями английского языка и физкультуры, в Новогеоргиевскую нужны учителя английского языка, истории и обществознания, в Мухинскую - физик-математик, преподаватель ОБЖ и информатики. В ближайших от города школах выходим из положения, приглашая на работу городских учителей. Острота проблемы с педкадрами в сельских школах связана, прежде всего, с отсутствием жилья для молодых специалистов; в низкой оплате труда начинающему педагогу; в отсутствии развитой инфраструктуры в наших селах, в их неперспективности.
- Давайте в цифрах покажем, сколько будет получать молодой учитель, придя завтра на работу в сельскую школу.
- Если со средним специальным образованием, то по седьмому разряду учительская ставка составляет 3,5 тысячи рублей, с высшим образованием по восьмому разряду - 3,8 тысячи рублей. Конечно же, педагогу будет дана возможность заработать дополнительно через ведение кружков, элективных курсов… Но, конечно же, молодой специалист оказывается самым уязвимым среди педагогических работников в плане социальной защиты.
- Есть ли какой-то выход из этой тупиковой ситуации?
- Управление по образованию и работе с молодежью администрации района, конечно же, озабочено этой неблагоприятной ситуацией. Поэтому в настоящее время разработана районная целевая программа "Молодой специалист", призванная привлечь и закрепить молодых специалистов в сферу образования. Срок ее действия - 2013-2015 годы. Она должна пройти процедуру утверждения депутатами райсовета. Если программа получит одобрение, то вступит в действие с 1 января 2013 года. В ней предлагается ряд мер, направленных на материальную поддержку молодых специалистов. Кроме этого, решено создать банк данных о наличии свободных мест в сельских школах; директорам этих школ в дни "открытых дверей" в учебных заведениях поручено встречаться с выпускниками педвузов и педколледжей, рассказывать о системе образования района, о конкретных школах, где требуются учителя. В части материальной поддержки будет продолжена практика выделения единовременной денежной выплаты молодым специалистам в возрасте до 30 лет, поступившим на работу в муниципальное образовательное учреждение, в размере пяти ставок (окладов) из бюджета района (это 20 тысяч специалистам - выпускникам вузов и 17 тысяч - выпускникам колледжей), существующая с 2005-го года. Кроме этого, нами предложено предусмотреть выплату молодому специалисту ежемесячной надбавки к тарифной ставке в размере 3,3 тысячи рублей. При этом, молодой специалист, получив эту материальную поддержку, обязан отработать в данной школе три года. Предлагаем также для поступивших на целевые места в учебные заведения производить ежемесячную доплату к стипендии в размере 1,5 тысячи рублей. В части обеспечения жильем надеемся, что будет продолжено выделение из областного бюджета целевых средств на покупку жилья молодым сельским педагогам. Как известно, в прошлом году впервые молодому педагогу Чагоянской сельской школы были выделены денежные средства на покупку дома. Другой выход - аренда жилья для молодого специалиста и возмещение ее из районного бюджета. Надеемся, что эти меры в какой-то степени позволят снять остроту проблемы с кадрами в сельских школах.
В.Павличенко