Что такое память? Наверное, каждый из нас задумывается над тем, почему это случилось со мной; могло ли это не произойти или произойти иначе? Проживая жизнь, мы пишем свою биографию, причем, набело, без черновика. Наша жизнь – это маленький ручеек, впадающий в могучую реку жизни множества людей. Воды этой реки вбирают в себя жизни и деяния наших предков, поколений, которые прошли по земле до нас, а далее, ниже по течению, в нее вольются новые ручейки, жизни наших потомков. История моего города, района, моей области – это история моей страны, это история моей семьи, это и моя история, и моя память. Это история людей, действующих во времени и пространстве. История города Шимановска невелика в историческом пространстве, но это время и составляет его историческое прошлое. Оно вмещает в себя много славных страниц. Изучая историю родного края, мы приобретаем умение соотносить исторические события в родном крае, в России, в мире, учимся давать свою оценку историческим событиями явлениям, деятельности исторических личностей, их вкладу в развитие края, Родины и мира. Мы находим примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не надо вести себя в настоящем и будущем. Поэтому не случайно историю называют коллективной памятью народа. Сегодня во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, «химическим» карандашом листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками синими чернилами военной цензуры. Письма с фронтов Великой Отечественной войны – как ждали их, читали всей семьёй, читали друзьям и соседям. Каждый солдат в своём кармане носил и помногу, раз перечитывал письма от своих родных, друзей и любимых. Фронтовой треугольник останется в памяти многих поколений наших людей, как один из символов той грозной поры. Солдатский треугольник играл в годы войны важную социальную и духовную функции. Он приносил радостную весть близким о том, что их сын, отец, их муж живы и продолжают вести борьбу с врагом Солдаты, получающие новости из дома, воевали, ещё мужественнее зная, что дома у них всё хорошо. Солдатские письма, дошедшие до наших дней, являются ценными историческими источниками для историко-краеведческого музея школы, как материалы, которые могут быть использованы для изучения истории города. Разделы музея, посвящённые истории Великой Отечественной войны и военно-патриотическому воспитанию учащихся нашей школы, представлены подлинными документами, фотографиями и экспонатами. Конечно, таких документов у нас ещё недостаточно, но их наличие помогает довести до наших ребят правду того исторического времени, о котором мы рассказываем. Посредством документов в школьном музее осуществляется реализация принципа наглядности при проведении тематических экскурсий, в ходе которых школьники знакомятся с внешним видом и при необходимости содержанием документа. Солдатский треугольник как документ, делает рассказ экскурсовода живым и ярким, а примеры - более убедительными. Значимость его также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, ощущению духа эпохи. При работе с документами военной поры члены секции «Поиск» и экскурсоводы вырабатывают умения самостоятельно читать документы, анализировать и извлекать информацию, оценивать значение документа. Главная ценность письма-треугольника, как музейного документа, заключается в его подлинности и достоверности. Подлинность документа определяется путём сопоставления всех его признаков, находящихся в неразрывном единстве. Достоверность зависит от степени соответствия его содержания отражаемому явлению или событию, то есть подтверждается полнота и правдивость информации. В этой работе нам помогают городской совет ветеранов во главе с Зиборовой О.Н., ветераны школы, старожилы города, родственники ветеранов, сотрудники городского краеведческого музея, начальник комнаты Боевой славы шимановского погранотряда. Особое значение в экспозиции Великой Отечественной войны школьного музея имеют письма и копии писем фронтовиков а также их родственников на фронт. Они являются не только экспонатами музея, они несут ещё и воспитательные функции для подрастающего поколения. Изучая историю родного города в годы Великой Отечественной войны и период разгрома японских милитаристов, мы посещаем музей и знакомимся с его фондами. После чего ребятам предлагается написать письмо на фронт своим предполагаемым родственникам. Результатом этой работы стало участие в городском конкурсе творческих работ «Письмо на фронт», где Куделя Юлия, Казакова Настя, Крупко Женя, Бутаков Саша стали лауреатами. Это ещё раз подчёркивает, что у нас есть будущее, и главная задача членов Совета музея и секции «Поиск» - научить школьников сопереживать и бережно относиться к нашей общей истории – славной истории России. «Добрый день! Весёлый час! Счастливая минута! Здравствуйте мои родные мама, Маня, Нина, Катя, Нюра, дедушка и бабушка все остальные родные и знакомые шлю я вам свой горячий красноармейский привет и желаю всего наилучшего в вашей жизни и учёбе и также работе! Мама я вам сообщаю, что я получил два перевода по двести рублей, и за которые вас сердечно благодарю. Мама я верю, что вам жить очень трудно, но скоро этой музыке конец, правда и хотя ещё враг силён. Но все, же он идёт на свою землю, пяты убирает. Мама я вам ещё сообщаю, что сильно я простыл и наверно заболею, но пока я ещё на своих ногах и как дальше не знаю что будет, но надеюсь на себя, что я проживу не болевши, и так я на этом кончаю писать письмо. Я получаю от вас всё, за что тоже сердечно благодарю. Мама сильно обо мне не заботься, я всё это проживу, но правда и трудно придётся и уже пришлось, но ничего не поделаешь война. Писал 26.11.43 год. Ваш сын Любимов. Привет всей Вятке, опиши новости и каких ребят в армию берут и взяли. Молотовская область город Березники 1 ВДКПУ имени С.М. Кирова «Е». «Свердловская область, Нерьянский район, село Вятка, улица Советская №1 Любимовой Евдокие Дмитривне. Добрый день! Весёлый час! Счастливая минута! Здравствуйте мои родные мама, Маня, Нина, Катя, Нюра, дедущка и бабушка все остальные родные и знакомые шлю я вам свой горячий красноармейский привет и желаю всего наилучшего в вашей жизни. Во-первых строках своего письма я вам сообщаю что от вас я получил письмо и за которое вас сердечно благодарю. Маня вы пишите, что у вас погода теплая у нас тепло тоже было, но сегодня такой холод, что даже уши многие озябли очень холодно здесь. Так ждёшь тепло, да надоел холод хоть из комнаты не выходи. Маня меня ещё интересует, почему вы адрес Василька дяди Миши и Иванки Климентьева не посылаете. Я ведь уже просил передать ребятам, которые ездили и уже в Челябинске прожили два дня и им была комиссия все те, кто был на фронте они вернулись, а 25 год ребят младших лейтенантов отправили куда-то неизвестно я не знаю, но дольше фронта некуда, я уже тоже задан сейчас говориться, но отправят отсюда еще не скоро весь февраль и март даже весь проживём, а так уже, что будет так что. Мама я уже не раз говорил, что обо мне не заботься, я проживу как ни будь, сами о себе думайте. Правда уже судьба человеком руководит счастье человека ищет я на этом кончаю. Писал вечером жив здоров и того вам желаю. Ваш сын.8. 04. 44.» Александр Бутаков, ученик 10 «А» класса МОУ СОШ №4