"Слышишь, время гудит - БАМ!..."

К 40-летию прибытия на строительство БАМа посланцев XVII съезда ВЛКСМ

Историю нельзя переписать набело, с учетом совершенных и осознанных позже ошибок (к счастью, а, иногда, к сожалению). Вот так оказалось и с БАМом. Для советской молодежи тех лет эта аббревиатура из трех звонких букв была пропитана романтикой, стуком вагонных колес, желанием сорваться с насиженного теплого места и мчаться в неизведанные дальние дали. Туда, "где багульник на сопках цветет…". Чтобы в едином порыве строить, возводить города, прокладывать тоннели, укладывать рельсы, до хрипоты петь комсомольские песни возле костра… Пусть тяжело, пусть гнус и мошка изводят донельзя, пусть во временных поселках грязь по колено - летом, а зимой морозы, небывало нещадные и невиданные. Но зато - такой энтузиазм вокруг, такое желание быть причастным к этой великой и грандиозной "стройке века", как ее сразу же окрестили журналисты. Кстати, щекочет самолюбие и невиданно подогревает энтузиазм, что на всех радиостанциях, по всем государственным (тогда - двум) телевизионным каналам с утра до вечера дают "горячие" сводки с бамовских строек. С газетных страниц, с экранов на всю страну звучат неслыханные доселе названия населенных пунктов, где комсомольцы 70-х своим трудовым подвигом писали новую историю страны. Ларба, Лаприндо, Чильчи, Беленькая…

Так, густо замешанная на идеологической трескотне тех лет, плохо просчитанная экономически, без серьезного учета шаткой экономики страны того времени, без учета суровых реалий северного климата и отдаленной перспективы писалась история самой крупной стройки нашей страны 70-80 годов минувшего века. Позже экономисты и историки уже нового века назовут эту стройку «самой крупной аферой» брежневского времени. «Дорогой в никуда», а молодых строителей - обманутым поколением, которые возвели заводы, города, впоследствии оказавшиеся никому не нужными. Но у любой «медали» есть две стороны, и у любого эпохального события есть парадная сторона, а есть - задворки. Тем более, значение такого грандиозного события, как «стройка века», конечно же, лучше анализировать, спустя десятилетия. Что послужило прогрессу, развитию экономики глухого северного края, а что оказалось профанацией? Оставим решать это экономистам и историкам. А вернемся к живым людям, на чьих глазах вершилась история, или же кто сам был ее автором…

Обращаемся к вам, бывшие строители Байкало-Амурской магистрали, кто возводил Шимановский комплекс стройиндустрии - Всесоюзную ударную комсомольскую стройку или же работал на других бамовских объектах в других населенных пунктах. (Понимаем, что время неумолимо: кого-то из строителей уже нет в живых, кто-то давно сменил место жительства. Но, все-таки…). Поделитесь, пожалуйста, с нынешним поколением своими воспоминаниями. Вы, наверняка, были так молоды и так полны были желанием послужить своей стране… Расскажите об этом. Возможно, именно здесь вы встретили свою любовь, создали семью, вырастили детей. Ждем ваших писем на наш электронный адрес или же пишите обычным письмом. Будем рады, если вы представите фотографии со строительства комплекса стройиндустрии, других объектов или свою бригаду, своих друзей, которых вы обрели на БАМе. Хотелось бы от вас, участников той стройки или ее свидетелей, услышать ваши заключения: что вам дал БАМ, какие уроки преподнес, какой жизненный опыт вы здесь получили. Будем рады любым откликам.

А мы открываем новую рубрику: « БАМ - история в газетных строках». Ведь страницы нашей газеты тех лет (спасибо журналистам и внештатникам!) запечатлели многие грандиозные и совсем скромные события вокруг возведения комплекса стройиндустрии. Постараемся перелистать страницы «Победы» тех лет и передать дух той бамовской эпохи.

За три месяца до прибытия отряда…

Из выступления директора строящегося комплекса стройиндустрии А.Кайгородова («Победа», 18 февраля 1974 года)

Возведение комплекса началось с размещения первых строителей, прибывших с других строек. Ни базы, ни жилья, ни подъездных путей не было. Поэтому в первой половине 1972 года пришлось строить в основном здания временного назначения и лишь со второго полугодия приступили к освоению основной площадки. Сегодня на сооружении объектов комплекса и в обслуживающих его строительство подразделениях занято свыше 1000 человек. За два года построены столовая, баня, Красный уголок, жилой городок, общежития, конторы, база ОРСа, базы строительных организаций с подъездными путями, складами. Всего на сооружение этих объектов израсходовано 1,5 млн. рублей.

В первый год велись работы на сооружении подъездных путей, автомобильных дорог, вскрыша в карьерах и работы на вертикальной планировке площадки под основные сооружения, а также на закладке фундаментов под здания главных цехов. Отсутствие должной подготовки к началу строительства, неритмичное обеспечение строительными материалами, неполное укомплектование кадрами рабочих, специалистов и ряд других причин привели к невыполнению плана 1972 года в целом по стройке. Отсутствие задела в необходимых размерах сказывалось на работе почти весь прошлый год, и лишь в четвертом квартале дела заметно поправились. Годовой план в объеме 5386 тыс. рублей был выполнен. И все-таки, не смотря на это, целевые задачи не были решены. В частности, мы должны были обеспечить освоение выпуска железобетонных конструкций с начала текущего года. Для этого надо было утеплить цех железобетонных конструкций №1-4, пустить в него тепло, в одном пролете смонтировать оборудование, забетонировать полы. Головному ремонтно-строительному поезду №21 необходимо было закончить строительство и сдать под монтаж оборудования бетоносмесительный цех до 1 июля 1973 года, склад цемента, склад готовой продукции и ряд других. Однако эти объемы не введены в эксплуатацию до сих пор.

Позже установленных сроков были сданы под монтаж оборудования котельная, основания для резервуаров под мазут, подкрановые пути. Работа по трансформаторным подстанциям, насосным станциям артезианских скважин также не закончена.

Основными причинами срыва явились несвоевременная поставка металлоконструкций Омским комбинатом стройматериалов и Улан-Удэнским заводом мостовых металлических конструкций. Эти два завода недопоставили их в прошлом году более 200 тонн. Это обстоятельство отчасти объективного плана. Но ни в коей мере нельзя оправдать неустойчивую работу ВОДРЕМа-76, который должен был произвести монтаж электротехнического и сантехнического оборудования основных цехов, мазутного хозяйства, котельной, а также работы по устройству напорного водопровода, канализационного коллектора и внутриплощадных инженерных коммуникаций на сумму 690 тыс. рублей. Освоено всего лишь 439 тыс.рублей. Такое положение можно объяснить лишь одним - низким уровнем организации труда на объектах...