История нашей семьи связана с улицей Гайдара. Наша большая, разъехавшаяся по всей стране родня, вспоминает ее с любовью. Есть у нас и свои предания, и загадки, связанные с ней.
Как всегда бывает, по молодости лет не прислушиваешься к тому, что рассказывают старшие, или забываешь их рассказы. И сейчас, когда мы с мужем пытаемся воссоздать историю улицы, жалеем об этом. Поэтому я расскажу о том, что мы помним хорошо сами, и о чем свидетельствуют имеющиеся у нас документы.
Рядом с магазином "Империя мебели", бывшей почтой, стоит большой дом, принадлежавший ранее семье Оськиных, родителям моей свекрови, Елизаветы Дмитриевны. Там она и родилась в 1912 году. После революции дом разделили на две половины, и семья стала жить в одной из них, до смерти Александра Дмитриевича, брата свекрови, в 1993 году. Спустя многие годы Елизавета Дмитриевна вместе с семьей будет жить на этой же улице до конца своих дней. Обе стороны улицы были застроены жилыми домами, в основном, двухквартирными. У нас имеется фотография того времени, правда, очень плохого качества. Напротив нашего дома был магазин "Когиз", а рядом - аптека. К шестидесятым годам прошлого века двухквартирные дома пришли в негодность, и на их месте построили новые дома Дубровы, Дардыкины и родители моего мужа.
В нашей семье бережно хранятся купчие на усадьбу, доставшиеся нам от прежних владельцев. Они ветхие, в некоторых местах трудночитаемые, но нам очень дороги. По этим документам видно как менялась жизнь улицы, города, страны.
Первый купчий акт написан от руки, шрифтом с "ятями", от 30 ноября 1915 года. "В селе Гондаттиево Гондаттиевской волости Евдокия Леонтьевна Евстафьева запродает на улице Гондаттиевской деревянный дом 5х3 сажень, крытый цинком, флигель деревянный, крытый драньем, сарай и городьбой вокруг усадьбы с жердями, а с улицы - драньем. Кобяк Иван Митрофанович, купивший этот дом, обязуется относить все крестьянские повинности на равных с крестьянами Гондаттиевского сельского общества". Купчая заверена гербовыми марками и печатью Гондаттиевского волостного правления Амурской области, подписана волостным старшиной. Фамилия не расшифрована.
Второй акт купли-продажи, датированный 16 июля 1926 года, напечатан на пишущей машинке, составлен Свободненским районным делопроизводителем и подписан народным судьей пятого участка Амурского округа Гредасовым. Так же заверен гербовыми марками и печатями, одна из них неясная, нечитаемая. Действие купли-продажи происходит на ст. Шимановская. Наблюдается нестыковка в определении статуса населенного пункта - строками ниже в документе речь идет о "поселке Шимановская". Улица по-прежнему носит название Гондаттиевская, дому присвоен номер - двадцать один. В купчей уже более детально описывается дом: "Состоит из трех комнат и одной кухни, с девятью просветами, с двойными остекленными рамами, с пятью дверями, с обстановкой: двумя простыми столами, с тремя стульями" и т.д. Подробно описывается и усадьба: "Флигель, коптильня с кирпичным котлом, колодец с оборудованием, сарай, баня на одно отделение с бочкой в восемь ведер" и другое.
Последний акт заполнен 7 мая 1931 года в канцелярии председателя горсовета, исполняющего нотариальные действия (подпись не расшифрована) на ст. Шимановская. Адрес дома написан так: "Собственный дом в крестьянском поселке. Дом находится между Нефедовой М. и Довыдовым". Печать смазана, нечитаема. Гербовых марок нет. На обратной стороне этого акта из Регистрационной надписи от 28 февраля 1948 года узнаем, что дом находится по улице Ленинская, его номер - девяносто. Данные о нем занесены в реестровую книгу под номером 77, инвентарное дело номер 2. Заверено печатью "Бюро инвентаризации Шимановского Р.К. Х. Хабаровского крайкочхоза". Подпись заведующего бюро инвентаризации не расшифрована.
На памяти многих шимановцев улица Ленинская была переименована в улицу Ленина и позже - в им. Гайдара. Вот так наша семья стала свидетелем исторических переименований города.
Но интересна не только официальная история, но и легенды, передаваемые из поколения в поколение. По преданиям, в некоторых усадьбах зарыты клады из монет, царских наград, старинного оружия, и иногда случаются находки, подтверждающие это.
Ну а теперь про загадку, которую мы не можем разрешить. Жалеем, что не сделали это раньше, когда были живы старшие члены семьи. У нас есть старая фотография, снимок любительский и нечеткий. На ее обратной стороне надпись: "Хороним Ваню". Фото действительно отображает похороны: крест, хоругви, много народа. Ваня, старший брат Елизаветы Дмитриевны, был убит примерно в 1920 году, во время гражданской войны. По рассказам свекрови ему было около шестнадцати лет. Нас смущают на этом фото красивые добротные дома. Улица выглядит широкой и зажиточной. Мы как будто узнаем дом Оськиных. И возникает вопрос: мог ли Шимановск так застроиться за десять лет с начала своего существования?
Ведь чтобы отстроить такую улицу и обжить ее, десятилетия мало. Или мы что-то забыли, напутали в воспоминаниях? А может, Ваню хоронили в другом месте? Может и так. А если это все-таки наша улица, и она одна из первых улиц поселения Пера, принявшее уже вполне обжитой облик, то почему годом рождения Шимановска считается 1910 год, когда к поселению стали подводить железную дорогу? Документальные факты, описанные в книге "Железнодорожные поселки Амурской области (от р. Зея до Забайкалья)", выпущенной в г. Хабаровске в 1912 году, свидетельствуют:
"Станция Пера - проходная…. Ближайший населенный пункт - селение Гондаттиево в 1 версте…пристанционный поселок отделен от станции полотнами железной дороги…. К 19 августа 1911г. в поселке 70 домов, 4 землянки, 2 конюшни, 4 бани, 2 кузницы, 1 балаган. Население - 400 человек". Вполне возможно, что некоторые из семидесяти домов, упомянутых в книге, стоят на нашей улице. И мы считаем, что городу Шимановску гораздо больше лет, чем официально означенных, если принимать во внимание, что поселение существовало задолго до строительства железной дороги. Может быть, у кого-то есть документы, факты, подтверждающие нашу версию? И когда-нибудь история расставит все на свои места. И загадки будут разгаданы.