- Проходите, она не кусается,- кивает женщина-соседка на заливающуюся лаем черную дворняжку, прикрывающую подходы к ухоженному подворью участника Великой Отечественной войны Дмитрия Васильевича Мещерякова. В сенях, навстречу мне из двери, ведущей из огорода, появляется виновник нашего визита - высокий, сухощавый мужчина преклонных лет. Стоит солнечный день, и старики, хлопоча по хозяйству, присели погреть косточки на завалинку. Предлагаю побеседовать на тему памятных событий далеких военных лет. И ветеран соглашается, сегодня для него это не ново. Буквально за час до меня Дмитрий Васильевич проводил представителей власти привезших поздравления от губернатора области.
Герой нашего рассказа родился 15 августа 1926 года. Кроме него в семье, прибывшей по переселению из Тамбовской области, было еще две сестры и брат. По прибытии на амурскую землю в 1935 году родители вступили в колхоз, получили дом и землю. Окончив 5 классов сельской школы, Дмитрий начал работать. В колхозе 15-летнему парнишке доверили руль комбайна, поскольку всех взрослых комбайнеров забрали на фронт. «В год начала войны, - вспоминает ветеран, - хлеба стояли на загляденье - колос к колосу, погода благоприятствовала». Уже в 1942 году, освоив работу комбайнера, Дмитрий окончил 6 месячные курсы при Кумарской МТС по специальности комбайнер-тракторист. В августе 43-го ему пришла повестка в армию. Вместе с ним из района было призвано порядка сорока таких же, как и он, семнадцатилетних ребят.
Новобранцев погрузили в эшелон и отправили под Бикин, где стоял 183-й Астраханский стрелковый полк, сформированный практически полностью из амурчан. Пройдя подготовку, рядовой Дмитрий Мещеряков получил военно-учетную специальность пулеметчика и в надежные друзья - ручной пулемет Дегтярева. Когда отгремели победные залпы, возвестившие всему миру о разгроме фашистской Германии, 4-ю роту, в которой служил красноармеец Мещеряков, перебросили на границу с Маньчжурией, к заставе Кулебякинская Бикинского пограничного отряда. Приказали рыть землянки, а по ночам - три линии траншей на берегу Уссури, блиндажи. Так же занимались наведением коммуникаций, ремонтировали автодорожные мосты. Когда стали поступать лодки догадались, что намечается наступление. Вечером пришел катер с провиантом, собрали митинг, на котором зачитали, что Советский Союз объявил войну Японии. Выступили в 2 часа ночи, шел дождь. Командир приказал пересечь Уссури. Лодки были рассохшиеся и текли, чтобы не потонуть, воду вычерпывали касками. На китайской стороне вышли к японской заставе, не обнаружив противника, двинулись дальше. Шли маршем весь следующий день, по пути следования встали на ночлег. Вдруг где-то рядом послышались автоматные очереди. Разведка доложила, что обнаружены разрозненные части противника, наткнувшиеся в утреннем тумане на наши посты. Согласно приказу бойцы окружили японцев и предложили им сдаться, на что те, видя бесперспективность прорыва окружения, согласились. Пленных доставили на границу для допроса, а сами окопались на развилке дорог. Ожидалось, что японцы, вытесненные нашими войсками, прорываясь через город Жаахе, выйдут на линию обороны 4-й роты. Однако по уточненным данным театр боевых действий сместился в вглубь Маньчжурии. В одной колонне с подошедшими танками бойцы роты выдвинулись по направлению к г.Баацин. Захватив аэродром, выставили охрану на социально-значимых объектах. На марше остановились у реки на отдых. Под Харбином дальнейшее продвижение наших войск стало невозможным ввиду двух японских гарнизонов, засевших за мощными оборонительными сооружениями. Завязался ожесточенный бой с переменным успехом. Но в итоге нашим бойцам удалось переломить ситуацию в свою пользу, главным образом за счет несогласованности в действиях между командованиями вражеских гарнизонов. Понеся большие потери, японцы начали сдаваться. «После боя, - вспоминает ветеран, - сходили в баню, помылись. И тут объявили построение, сообщили, что Квантунская армия разбита, Япония капитулировала». За участие в войне красноармеец Мещеряков награжден орденом Отечественной войны, медалью «За победу над Японией».
После окончания Великой Отечественной войны Дмитрий Васильевич служил еще три года: сначала в Бикине, затем в Комсомольске, Владивостоке. В 1948 году вернулся в Новогеоргиевку. Пошел на лесозаготовки, но вскоре вернулся в МТС. Трудился трактористом, пройдя переподготовку механизаторских кадров, стал механиком тракторной бригады. Встретил свою вторую половинку Татьяну Тимофеевну, которая приехала по переселению с Брянщины и работала поваром в его бригаде. В 1951 году поженились, родили и вырастили троих детей. С организацией совхоза «Георгиевский» Д.В.Мещеряков назначается заведующим центральной ремонтной мастерской, где проработал до выхода на заслуженный отдых в 1986 году. Последний год работал в должности инженера. Уже будучи пенсионером, продолжал делиться опытом с молодыми. На досуге любит порыбачить, изредка охотился. Сегодня здоровье уже не позволяет, болят ноги. Недавно у Дмитрия Васильевича согласно Президентскому Указу о выделении квартир участникам войны впервые в жизни появилось собственное благоустроенное жилье, уже сделан ремонт. «Очень, - признается,- рад этому». Ну, что же, можно только порадоваться за ветерана, как говорится, «лучше поздно, чем никогда».
Виталий Кулавский