Наши, квартиросъемщиков и собственников жилья, взаимоотношения с коммунальными службами, обслуживающими коммуникации в доме, во все времена были достаточно сложными. Даже когда формально они были бесплатными, нам все равно время от времени приходилось сантехникам за работу «отстегивать». А сейчас, когда почти все мы - собственники жилья, все услуги по вызову работников ЖЭУ платные. Но так ли это на самом деле? Как, какими документами регламентируются наши взаимоотношения с обслуживающей организацией – поговорить об этом мы решили с заместителем директора ОАО «Управляющая компания «Служба заказчика» Н.И.Красовской. А поводом к этому разговору стало обращение в редакцию жителей дома № 18 по улице Первомайской. Суть письма такова: подаваемая в их квартиры горячая вода на самом деле не горячая, а теплая, ниже нормы – всего 35 градусов (а платят жильцы, разумеется, как за горячую). Обращались в инстанции – не помогло. Просят также разъяснить, какие услуги платные, а какие бесплатные при вызове сантехника, а то последние «качают» свои права: за все плати. А при расчете с сантехником ни о каких квитанциях говорить не приходится: деньги в руки – и никакой ответственности за качество выполненных работ. Предлагают: почему бы на подъездах ни вывесить перечень тех работ, что выполняются ЖЭУ бесплатно и что платно. Спрашивают: почему мы сантехникам должны платить еще дополнительно сверх платы за жилье и коммунальные услуги? Ведь в квитанциях есть графы: техническое обслуживание жилья, содержание жилья, капремонт… Куда идут эти немалые деньги? Вот такие вопросы. Согласитесь, что они касаются, в общем-то, каждого из нас, живущих в коммунальном жилье.
- Нина Иннокентьевна, для начала расскажу собственную ситуацию. А вы прокомментируете. Прохудился смеситель на кухне – надо менять на новый. Звоню в ЖЭУ, мне разъясняют, что надо прийти к ним, выписать счет, оплатить непременно в АТБ, снова к ним прийти, сделать заявку и в назначенный день сидеть ждать сантехника… Где взять столько времени? И какой начальник терпеливо будет отпускать тебя с работы каждый раз? К чему эти мытарства? Нельзя ли упростить процедуру и рассчитываться на месте, в ЖЭУ?
- Вроде бы все просто: прийти и оплатить на месте. Но на деле все достаточно сложно, так как нужно выполнить несколько обязательных условий. Иначе получается теневая экономика, скрытые денежные средства. Надо будет все операции проводить через налоговую инспекцию, регистрировать там квитанции строгой отчетности, сдавать уже использованные… Это сложная система. А по закону, подрядные организации не имеют права держать у себя денежные средства. Поэтому деньги от населения решено принимать через банк. Вам правильно разъяснили в ЖЭУ. Чтобы деньги не оседали в частных руках.
- А теперь вернемся к вопросам, поднятым жителями дома № 18.
- Действительно, по нормативам горячая вода должна подаваться температурой 50 градусов. Ситуацию с подачей горячей воды в квартиры этого дома мы изучали и анализировали. А дело в том, что все жильцы, установив индивидуальные счетчики, стали экономить воду. Поэтому идет небольшой разбор воды. А чем больше разбор воды, тем больше ее нагрев. Система подачи горячей воды у нас в городе тупиковая, а не циркуляционная. И ситуацию пока изменить нельзя. Поэтому жильцы этого дома должны обращаться индивидуально в управляющую компанию с заявлением, мы будем смотреть, писать акты и делать перерасчет в оплате за горячую воду.
Теперь о платных и бесплатных услугах . В соответствии с постановлением Госстроя № 170 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам и содержания жилья», если квартира в собственности, то хозяин приобретает в квартиру за свой счет все, вплоть до труб. Определен и перечень работ, которые производятся платно и бесплатно. Все то, что до «входной двери», ЖЭУ должно выполнять бесплатно (стояки, канализация). Бесплатно устраняются и течи в квартире. Тариф за платные услуги определяет сама подрядная организация. Если квартира в муниципальной собственности, то по капитальному ремонту своего жилья надо обращаться в комитет по управлению муниципальным имуществом.
Графа «техническое обслуживание» предусматривает аккумулирование средств на текущий ремонт дома: ремонт крыши, чердаков, подъездов, фасада здания, заделка швов, подвалов, тамбуров и т.д. Содержание жилья – это содержание мест общего пользования (подвалов, подъездов). Капитальный ремонт дома – это замена всей системы горячего и холодного водоснабжения. Предложение жильцов о более полном их информировании по вопросам предоставления услуг ЖКХ, считаю вполне оправданным. Постараемся опубликовать информацию в вашей газете.
Когда этот материал был подготовлен к печати, позвонила одна наша читательница, только что оплатившая за услуги ЖКХ: «Звоню вам с большой просьбой: передайте в управляющую компанию - в их квитанциях совершенно нельзя разобраться. Печатают все таким мелким шрифтом, что начинаешь думать: может, это специально? Чтобы мы ничего не разобрали!».
В.Павличенко