С первых дней войны 5-е паровозное депо станции Шимановская работало, как и вся страна, под девизом «Всё для фронта, всё для Победы!». Предприятие перешло на военный режим работы, это потребовало большей организованности, слаженности и чёткости в работе, связанной с движением поездов.
Именно в 1940-е годы стали массовыми социалистические соревнования: из 1200 работающих в депо около 800 заключили индивидуальные договоры и 8 бригад - коллективные. Увеличивается число стахановцев, к началу войны их было 43,2% от числа работающих в депо. Шла большая работа по развитию стахановско-кривоносовского движения - переход от отдельных рекордов к массовому перевыполнению норм. Возглавили соревнования коммунисты и комсомольцы. Наиболее широкое распространение получило у шимановских паровозников вождение тяжеловесных поездов, ремонт паровозов в одну смену с выдачей гарантированной записи, вождение поездов без набора воды, борьба за экономию топлива, выполнение плана перевозок. Выпускались «Молнии», оформлялись стенгазеты «Кто сегодня впереди?», «Кто сегодня поставил рекорд?».
С начала войны амурские железнодорожники приняли дополнительную нагрузку по перевозке с Дальнего Востока на фронт большого количества войск и вооружения. Рабочие депо станции Шимановская активно участвовали в этом почине. Воинские эшелоны двигались со скоростью курьерских поездов и шли через каждые 15 минут. Увеличилась скорость движения поездов, сократилось время на их обработку. Паровозные бригады ездили до Хабаровска и обратно до Ксеньевской, проходя до 5-6 тыс. км, не заходя на промывку и ремонт. К паровозу прицепляли вагон, где находилось несколько бригад, которые сменяли друг друга по ходу движения, здесь же были слесари по ремонту паровозов, они устраняли неполадки по мере необходимости.
В первые дни войны много людей было мобилизовано в специальные железнодорожные формирования. В депо была создана паровозная колонна МПС и ГКО, укомплектованная специалистами и необходимым инструментом. Паровозы повели лучшие рабочие депо: Шумейко, Оськин, Левченко, Горин, Черномаз, Диуля, Кошелев. Вместе с колонной отправились ремонтные бригады с запасными частями к паровозам.
Одними из первых ушли на фронт два паровоза: ЕЛ № 576 и ЕЛ №721. Первый паровоз был горячим и следовал до Москвы своим ходом, к нему был прицеплен другой паровоз в холодном состоянии. Паровоз ЕЛ № 576 вела бригада машиниста П.И. Сереветникова с помощником машиниста Усольцевым и кочегаром Черных. По прибытии в Москву их назначили водить военные санитарные поезда по маршруту «Москва-Александрово». По словам участника трудового фронта Носова Якова Марковича, всего от 5-го Шимановского паровозного депо было командировано на фронт 9 паровозов с 9-ю бригадами. Ни один паровоз не вернулся, а из паровозных бригад домой вернулось несколько человек. Среди них Ф.Л. Трегубов, А.А. Стариков, они участвовали в эвакуации заводов на восток страны, водили санитарные поезда, приходилось им бывать под бомбежкой.
В 1940-е годы паровозным депо руководил Н.Г. Черепанов, заместителем по ремонту был В.А. Бутенко, по эксплуатации - Л.Г. Киселев, секретарем партийной организации - Н.П. Голодов, председателем месткома - Г. Харьков, секретарем комитета ВЛКСМ - Я. Черкашин. Одной из лучших в ходе соц. соревнования стала бригада паровоза старшего машиниста С. Эпова. Появление на линии его паровоза всегда радовало диспетчеров, дежурных по станциям всего участка от Белогорска до Ушумуна. Оперативность и чёткость - вот что было главным в их работе. Коллектив паровозников добился повышения технической скорости на 4 км, среднесуточный пробег увеличился на 25 км.
Каждый месяц экономили 22 т угля, а вес поезда превышал нормы на 600-800 т. Вспоминает Дыняк Иван Григорьевич: «Я почти всю войну проработал на «толкаче», паровоз так называли, который тяжеловесные составы помогал тянуть основному паровозу. «Толкали» состав до ст. Ледяная. Отдыхала наша бригада всего по три часа в сутки».
В течение войны не имел заходов на межпоездной ремонт паровоз старшего машиниста Г.С. Лобакова, который довел пробег локомотива между промывками до 13 тысяч км вместо плановых 5,5 тысяч км. С. Эпов и Г.С. Лобаков были не только руководителями, но и машинистами высокого класса, заботились о каждом члене бригады, заготовке и подвозке дров, угля, сена, копке личных огородов, помогали друг другу.
Все бригады паровозов, а их было 110, старались не заходить на межпромывной ремонт в депо, вели ремонт машин силами прикрепленных бригад. В коллективе родилась новая инициатива - парное движение паровозов по кольцу. Также железнодорожники решили при следовании паровозов по ст. Ледяная не набирать воды и не чистить топку. Все эти работы следовало выполнять на ст. Михайло-Чесноковская. Только на этой операции экономилось 40-50 минут, увеличивался среднесуточный пробег локомотива до 500 и более километров в сутки (комсомольское движение «пятисоточники»).
В годы войны в депо была сложная обстановка. Недоставало топлива, запасных частей, материалов и кадров; порой, возвращаясь с поездки, машинисты ехали в лес на заготовку топлива.
Главной ремонтно-оздоровительной базой в депо был цех подъёмочного ремонта паровозов. Здесь работали мастер цеха Михайленко, бригадир Новосёлов, слесари Чубырин, Афанасьев, Педченко, Копылов, Пырин, Кондыбин, которые своим трудом воодушевляли остальных.
В соревновании не уступал им цех промывочного ремонта паровозов, руководимый мастерами Кириенко, Слепцовым. Там работали прекрасные специалисты: бригадир Чичуга, слесари Кундиков, Цурпанов, Кузнецов, Толмачев и другие. Не все из названных рабочих были крупными специалистами, просто они делали все и даже чуточку больше для выполнения и перевыполнения плана. При плане ремонта шесть паровозов они делали 10-12 подъёмочным ремонтом, 65-80 - промывочным. Несмотря на недостаточную поставку запасных частей и материалов, ремонтники выходили из положения, реставрируя старые паровозные детали. К этой работе были подключены инженеры, техники, рационализаторы. Много было проведено бессонных ночей, чтобы добиться нужного технологического результата.
С каждым днем план ремонта паровозов увеличивался. Неожиданно паровозоремонтные заводы перестали брать паровозы в заводской ремонт. Управление дороги предложило производить капитальный ремонт в депо. По железной дороге шла добрая слава о шимановских ремонтниках. Они решили организовать дорожные мастерские по проведению крупных котельных работ при ремонте паровозов.
В декабре 1941-го года начальник дороги Беспятых назначил начальником дорожных мастерских Михайлусенко. В его подчинении были мастер цеха подъёмки Шумейко, мастер котельного цеха Баранов, мастер механического цеха Власенко. По Амурской железной дороге славился качеством ремонта паровозных котлов котельный цех. Котельщики проявляли настоящее мастерство: им было по плечу менять элементы огневой коробки, шуровочных вставок котла, вести разделку трещин в рамах паровозов различных серий, ремонтировать дымогарные и жаровые трубы, менять переднюю и заднюю огневые решетки, выполнять 100% переклепку тендерных тележек, любой ремонт тендерного бака паровоза и даже приварку новых паровых цилиндровых блоков. В тяжелых условиях войны эти работы были уникальными. Труд котельщиков - труд физически тяжелый. Они имели дело с многотонными деталями, в основном работали вручную, и зачастую главным помощником служила увесистая кувалда. Приходилось только восхищаться их мужеством, физической силой и смелостью. Когда работали котельщики, слышала вся небольшая станция Шимановская. Среди них особенно отличались Ошлыков, Родкевич, Лейко, Логодырь, Вережников, Котоловец, Разборский, Конев, Максак.
Рабочие чувствовали ответственность за 195 своих товарищей, ушедших на фронт, которые с первых дней войны в боях проявляли мужество, отвагу, героизм, уничтожая ненавистного врага. На производстве их место заняли женщины, подростки.
Основную роль выполняли цеха эксплуатации, подъёмки, промывки, котельный, но без вспомогательных цехов депо не могло бы работать стабильно. Без устойчивой работы электроцеха, заготовительного, механического, кузнечного, автоматного, инструментального цехов, хозяйственной бригады не было бы всех тех достигнутых трудовых успехов. В эти цеха приходили в основном подростки, которые учились в Шимановском ЖУ-3 (А.С. Денисюк, Я.М. Носов), девушки и женщины.
Около 400 женщин работало в депо, многие выполняли трудную работу машинистов: Давыдова, Михайлусенко, Турченкова, помощниками машинистов - Шумейко, Царёва, Елецкая, Сборщик, Мисюк. Их нужно было обучить, не срывая увеличивающегося плана ремонта паровозов. Среди тех, кому приходилось работать без отдыха и выходных дней, чтобы выполнить заказы, были М.Г. Донская, Е.Я. Кипаева, О.М. Авраменко. Их обучали также специальностям токаря (токарями были Сидорова, Афанасьева, Юрьева, Соколова и другие), слесаря, сверловщика, кочегара, кондуктора.
Для работников депо отливали сковороды, печные плиты, колосники, печные задвижки. Это было большой помощью семьям в тяжелое военное время. Литейщики внесли большой вклад в ритмичную работу депо.
Коллектив паровозного депо работал в жестких, тяжелых условиях, люди очень уставали. Но рабочие понимали, что тяжело всей стране. Так, при вождении тяжеловесных поездов, осваивая загрузку паровозов одними тощими райчихинскими и кивдинскими углями, потребовалось наращивание тендера до 23 тонн, а его хватало от Шимановска до Куйбышевки-Восточной под метлу при ручной шуровке. На обратный путь - еще 23 тонны. Большая нагрузка ложилась на бригаду в поезде, а в поездку вызывали через 8-10 часов, а то и меньше. Такой темп работы приводил к потере веса человека от 1 до 1,5 кг. Остро встал вопрос о питании паровозных бригад. Правительство, кроме установленной по производственным карточкам норме, выделило паровозным бригадам дополнительно 15 кг муки и других продуктов, а перед поездкой по специальным талонам выделялся установленный паёк. Оказанная помощь существенно поправила положение.
Руководство депо искало пути производственного питания рабочих цехов и рабочих с вредными условиями труда. Решено было создать при депо подсобное хозяйство. Организовали его на землях колхоза им. Мухина. Взяли 100 га пашни, приобрели семена пшеницы, овса, проса, картофеля. Посеяли 40 га овса, 15 га проса, 15 га пшеницы, посадили 30 га картофеля. Получили более 40 т овса, 10 т проса, 500 т картофеля, а пшеницу полностью сдали государству. В районе реки Джатва завели дойное стадо на 100 коров. Первым организатором подсобного хозяйства был Банников. После него руководили Васильев, Аношкин, Новиков, Петухов. Заведующий подсобным хозяйством назначался приказом начальника депо с обязательным утверждением партбюро и бюро РК КПСС сроком на один сезон. Штатных работников у заведующего хозяйством не было, в выходные дни здесь работали девушки и подростки, занятые в будни на основной работе в депо. Руководители цехов несли персональную ответственность за сохранность убранного урожая. Ответственным за доставку урожая из Мухинской в Шимановск, на склад, был Павленко. На обслуживание дойного стада выделили пять человек, ими руководил Волнухин.
Картофель, овсяная крупа, пшено, молоко выделялись только для общественного питания в рабочую столовую. Остро нуждающимся оказывали помощь продуктами питания без карточек. Так решён был вопрос дополнительного питания.
Рабочие депо проходили и боевую подготовку: после трудового дня, с вечера до глубокой ночи, они проходили школу будущих бойцов.
Комсомолец А. Голодов (на фото) руководил колонной комсомольских паровозов. Они неоднократно завоевывали призовые места и премии. По решению Амурского обкома ВЛКСМ комсомольско-молодёжная колонна была награждена Красным Знаменем и премией в сумме 1500 рублей. Красное Знамя оставлено навечно комсомольской организации депо. Комсомольцы депо, участвуя в двух первых комсомольских воскресниках, заработали 17 тысяч рублей, которые передали в фонд обороны. Много сбережений вложили рабочие 5-го паровозного депо на постройку колонны танков «Амурский железнодорожник».
В годы войны обучено рабочим специальностям более 600 молодых людей. Молодые железнодорожники дали сверхплановой продукции на сумму более 2 млн. рублей, сэкономили более 26 тыс. тонн угля. Мальчишки трудились, отдавая себя полностью работе, и в свои 17-18 лет носили на груди знаки «Почётный железнодорожник». Среди них был О.В. Клименко. Ветеран труда локомотивного депо ст. Шимановская вспоминает о своей молодости: «Паровозы были закреплены за тремя бригадами, по три человека в каждой (машинист, помощник машиниста и кочегар), бригады работали по 10-12 часов. Загрузишься угольком, а он такой окажется плохонький и посреди пути кончается. Приходилось отцеплять паровоз от состава и ехать на станцию. Заправляя тендер углём, не одну тонну перекидаешь, и снова возвращаешься. У наших паровозов стокер при помощи ножной педали открывался, а у американских - механический, поэтому намного легче кочегару. Трудно было, но молодость помогала, вот и работал почти без отдыха».
Партийная организация в годы войны руководила выполнением всех многочисленных мероприятий, вела большую пропагандистскую работу, ее авторитет заметно вырос. В ряды партии вступили 210 работников депо. Коллектив депо активно участвовал в оказании помощи фронту, перечислил три млн. рублей, сдав все довоенные займы, в фонд обороны. Трижды пропагандисты организовывали посылки бойцам на фронт, в которых была теплая одежда, варежки, носки, платочки, кисеты, табак, письма.
Паровозники заслужили самую высокую оценку руководства Амурской железной дороги, Амурского обкома КПСС. За высокие результаты в труде большая группа работников паровозного депо была удостоена правительственных наград. Ордена Трудового Красного Знамени получили машинисты Давыдов, Павлов, бригадир цеха промывки Чичуга, мастер механического цеха Н.П. Голодов, медаль «За трудовую доблесть» - токарь Гаврюшев. Министр путей сообщения наградил значком «Почетный железнодорожник» П.Ф. Новикова, И.П. Онищенко, А.И. Соколова, П.Ф. Покатовича, ГС. Лобакова и других. Большая группа железнодорожников была удостоена знака «Ударник Сталинского призыва»: Новиков, Онищенко, Мотрич, Кравченко, Разборский, Филь, Торпищев, Студеникин, Шумейко, Сереветников.
До конца Великой Отечественной войны рабочие паровозного депо ст. Шимановская старались работать активно и слаженно во имя Победы. Этот великий день был приближен ценой больших трудовых побед.
О.В.Маслова, главный хранитель МБУ «Шимановский краеведческий музей»
Н.Г. Черепанов, в 1940-е годы руководил паровозным депо