В российской юридической практике произошло заметное событие: впервые в новейшей истории страны на всенародное обсуждение был вынесен проект Федерального закона «О полиции». Тем не менее, проект закона прошел всю процедуру, включающую всенародное обсуждение проекта, обработку предложений граждан по его совершенствованию, внесение в Государственную Думу, рассмотрение ею в трех чтениях и принят Государственной Думой 28 января 2011 года, одобрен Советом Федерации 02 февраля 2011 года, подписан Президентом Российской Федерации и обнародован, т.е. опубликован в «Российской газете» от 08 февраля 2011г. № 25, от 10 февраля 2011 г. № 28. Итак, новый Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ вступает в силу с 01 марта 2011 года, но при этом требует всесторонней оценки. Безусловно, это существенный шаг вперед по сравнению с пока еще действующим Законом от 18 апреля 1991 г. «О милиции» с последующими многочисленными изменениями и дополнениями, а также проектом Закона «О милиции», опубликованным на сайте МВД России весной 2010 года. Что касается целесообразности переименования милиции в полицию, то цели, которыми руководствовались инициаторы проекта, таковы: превращение милиции в принципиально новый орган, действующий под контролем и в союзе с населением и отдельными гражданами. Возможно, эти соображения могут рассматриваться в качестве аргумента. Однако хотелось бы напомнить, что советская милиция создавалась как орган «вооруженного народа», классово отличавшийся от действовавшей в Российской империи полиции, обслуживавшей интересы узкого круга лиц: помещиков, буржуазии и царствующей фамилии. В этом случае необходимо объяснить, чем полиция 2011 г. принципиально отличается от одноименного органа, действовавшего до 1917 г. Вместо этого мы получили слегка перелицованное определение действующего Закона 1991 г., где термин «милиция» не только механически заменен термином «полиция», но и расширено его содержание. До революции Министерство внутренних дел обслуживало более широкий круг вопросов: занималось контролем санитарного благополучия городов, социальным призрением, управлением транспортом и другие. В современных условиях в начале процесса реформирования милиции была поставлена задача - освободить ее от «несвойственных» функций: технического осмотра автомобильного транспорта, содержания и обслуживания медицинских вытрезвителей, отдельных функций в области миграции и других. Но все эти функции входят в сферу внутренних дел. По смыслу Закона «О полиции» предстоит не смена названий, а ликвидация милиции и возрождение полиции как важнейшей составляющей современного государства. Речь идет о возвращении нашего государства, как говорится, на круги своя, об укреплении в деятельности правоохранительного ведомства законности и связи с обществом. Наиболее важным отличием служит деуниверсализация и специализация полицейской деятельности в сравнении с милицейской. В силу своей природы милиция берет на себя, помимо чисто полицейских, функции, полиции не свойственные. Милиция, особенно поначалу, подменяла повседневную деятельность иных государственных структур, ответственных за решение вопросов управления в сфере здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, охраны природной среды, пожарного надзора и других. Следует отметить, что государство уже давно встало на путь деуниверсализации милицейской деятельности. Свидетельством тому является выведение в 2004 г. функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции и передача их в Федеральную миграционную службу России. Сохранение прежнего названия «милиция» может дезориентировать и сотрудников, и население и не будет способствовать наведению должного порядка в полицейской деятельности, реформированию милиции в свете современных задач и ожиданий общества. Тенденция к переходу от милицейской к полицейской деятельности в милиции возникла задолго до предложенного Д.А. Медведевым законопроекта «О полиции». В документе вещи просто названы своими именами. Наша милиция уже давно не милиция, а полиция. Деуниверсализация милицейской деятельности началась еще в 1991 г. благодаря ныне действующей редакции Закона «О милиции». Закон оставил за милицией в основном лишь полицейские функции. Новый Закон последовательно продолжает движение в этом направлении. Полиция реализует административно-властные полномочия в сфере внутренних дел, применяя специальные методы и приемы профессиональной полицейской деятельности. Эти методы в литературе подразделяются на три группы: надзорно-предупредительные, разрешительные и информационные. Кому-то новый Закон «О полиции» может показаться неожиданным, но для специалистов в данной области никакой неожиданности нет. Сегодня мало кто, включая и самих сотрудников милиции, доволен сложившимся положением. Перемены, что называется, назрели. Необходимость реформы осознается едва ли не всеми: от Президента РФ до рядовых граждан. Между тем от осознания проблемы до ее решения - дистанция огромного пробега. Легко быть недовольным, куда сложнее - предложить конкретный, а главное, реализуемый план действий. Рассматриваемый Закон «О полиции» - вполне конкретный шаг на пути реформирования одного из самых сложных и востребованных жизнью ведомств. Он приглашает общество к диалогу, предлагая конкретные шаги в этом направлении. Можно сказать, что сегодня милиция - это по сути и есть правоохранительная система, действующая в сфере внутренних дел. Сотрудники милиции составляют более 80% от общего штата МВД России. Так что предложенный законопроектом отказ от милиции и переход к полиции - это не смена вывесок, а начало подлинной реформы в сфере внутренних дел. Принятие нового Закона приведет к существенному обновлению законодательной и иной нормативно-правовой регламентации деятельности по линии ответственности МВД России. Так, переходными положениями Закона «О полиции» предусматривается, признание утратившими силу 45 законов, иных нормативных правовых актов и отдельных положений других действующих сегодня документов. Это убедительное свидетельство масштабности предполагаемых перемен.