В экспозиции Шимановского краеведческого музея «Изба крестьянина-переселенца» представлены три интересных экспоната. Это сечки.
Нечасто на наших кухнях встретишь сейчас такой предмет как СЕЧКА.
В разных местностях ее называли по-разному: где-то «сечка» — от слова «сечь», где-то «тяпка» — от слова «тяпать». Но, как бы ни менялось название, неизменным оставалось назначение этого предмета — рубка или измельчение продуктов.
Известная нам мясорубка была изобретена в Европе в середине 19-го века, но еще долго оставалась для русского человека предметом роскоши. До ее изобретения, да и позже (пока она не стала благодаря массовому производству доступной каждой хозяйке) для приготовления мясного фарша применяли изогнутый полукругом нож. Таким ножом качающими движениями многократно проходили по кускам мяса. Где-то этот нож делали двуручным, где-то с одной рукоятью. У разных народов такие ножи имели свои имена и формы.
На Руси же, это была сечка. Рукоять ее могла быть гладкой (деревянной) либо же массивной (металлической, токарной работы), с рельефными ободками для того, чтобы не выскальзывала из руки.
Хоть тяжелая цельная металлическая рукоятка и усиливала рубящий удар, но для работы с ней требовались сильные руки.
Сечками с длинной деревянной ручкой рубили в больших корытах капусту на зиму, работали стоя, по нескольку человек.
Изначально сечки, как и большинство кухонной металлической утвари, ковали кузнецы. Такие предметы отличались большей толщиной металла, неровной поверхностью, интересными загнутыми элементами, они не только выполняли свою прямую функцию, но и украшали кухню.
В 19-м веке в России с развитием промышленности кухонные принадлежности стали производить более массово. И сечки, наравне с ножами, изготавливали методом штамповки.
Сечка - это прекрасный инструмент для шинкования и измельчения любых продуктов в деревянном корыте. Её использовали на Руси для рубки мяса, капусты, других овощей или грибов. Корыто изготавливалось из цельной колоды, а изгиб его дна соответствовал изгибу лезвия сечки, для того, чтобы, максимально увеличив поверхность соприкосновения, ускорить и процесс.
Чаще всего сечка с корытом ассоциируются с квашением капусты на зиму. Вот, например, у Ивана Бунина в романе «Жизнь Арсеньева»: «Из кухни, в лад долгому осеннему вечеру, слышался дробный стук и протяжное «У церкви стояла карета, там пышная свадьба была…» — это пели и рубили на зиму острыми сечками свежие тугие кочаны капусты слободские девки-подёнщицы».
О квашенье капусты – процессе, ставшем в нашей стране практически народным обычаем, замечательно написал в своем романе «Лето Господне» И.С. Шмелёв: «А вот и другая радость: капусту рубим! После Воздвижения принимаются парить кадки под капусту… Василь-Василич заправляет одним корытом, другим – я с Горкиным.
Двадцать возов капусты, весь двор завален: бело-зелёная гора, рубить – не перерубить… Корыта из толстых досок, огромные, десять сечек с каждого бока рубят, весело слушать туканье – как пляшут!».
Но не надо думать, что в наше время сечка полностью вышла из обихода. Не только в деревне, но и в городе современные хозяйки используют сечки для рубки мяса, потому как мясо рубленое вкуснее, чем молотое на мясорубке.
Также играет свою роль мода на старину и возврат к натуральным продуктам и способам их приготовления. Вот и достают поварихи из кладовок и сундуков бабушкины сечки и корыта, и даже покупают новые, благо выпускают такие кухонные принадлежности и сейчас, хотя и в гораздо меньших объемах, чем раньше.
А в экспозиции «Интерьер городской квартиры 1950-1960-х годов» можно увидеть такой предмет как боты резиновые.
Эта обувь, надеваемая поверх туфель или ботинок, в ненастную погоду. Боты выпускались для мужчин, женщин и детей. Для женщин были боты на каблуках, для этого внутри ботика предусмотрено специальное место (углубление).
На подошве нашего экспоната имеется штамп «Красный треугольник». Эта фабрика была основана в 1859 году в Санкт-Петербурге.
В 50-е годы прошлого века продукция фабрики «Красный треугольник» пользовалась большим спросом не только в России, но и за рубежом.
Фабрика специализировалась по производству резиновой обуви, которая отличалась высоким качеством. Когда-то это была незаменимая вещь и в весеннюю распутицу, и после летних дождей.
Ботики отличались от галош большей высотой, были, в основном, чёрного цвета. Выпускались на байковой подкладке или на подкладке из трикотажного полотна. Имели откидной клапан и застёгивающееся приспособление в виде кнопки, шнуровки, пряжки.
Из всей резиновой обуви, что выпускала советская промышленность, именно боты были самой сложной группой по своей конструкции и ассортименту.
Резиновые боты надевали прямо на туфли с каблуком, чтобы предохранить обувь от дождя и грязи. Как хорошо было в плохую погоду на туфли надеть боты, а в помещении просто их снять и ходить в сухих и чистых туфлях. Правда, не каждая дама могла себе позволить резиновые боты. Носили такую обувь в основном городские жительницы.
До середины 80-х резиновые боты еще можно было периодически встречать в магазинах уценённых товаров - стоили они в буквальном смысле копейки, но и особой востребованности в этом товаре тоже уже не наблюдалось, разве что дачники охотно разбирали эту обувь - для загородной жизни боты были все ещё очень хорошо приспособлены.
Галоши или боты теперь мы вроде не носим, как обувь, если только на даче или в деревне. Теперь же есть новомодное приспособление, надеваемые на обувь бахилы, а по «происхождению» — те же галоши или боты, только тонкие и без подкладки.
Елена Лоншакова