О новом порядке выплаты пенсий работающим пенсионерам

C 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", который в том числе внес изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Выплата страховых пенсий работающим гражданам будет осуществляться без учета сумм индексаций (увеличений), которые имели место в период осуществления ими трудовой и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом № 400-ФЗ, с учетом увеличения, имевшего место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. В случае возобновления работы пенсионерами после осуществления увеличения размера пенсии, страховая пенсия выплачивается в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Если пенсионер, прекративший работать, в связи с чем суммы его пенсии, подлежащие выплате, были определены с учетом пропущенных за время трудовой деятельности увеличений, возобновил работу, то суммы выплачиваемой ему пенсии не могут быть уменьшены. Таким образом, при определении сумм пенсии, не подлежащих выплате работающим пенсионерам, учитываются индексации, которые имеют место именно в период их последней работы. Никакого уменьшения сумм пенсии, исходя из коэффициентов индексации, которые были в период предыдущего отрезка трудовой деятельности граждан до увольнения, при возобновлении ими работы не предусматривается.

Теперь перейдем к организационно-процедурным нормам Закона. И здесь главным следует признать вопрос, на основании каких сведений, документов территориальные органы ПФР признают гражданина работающим.

Этот вопрос можно подразделить на две части: сведения, используемые в момент "старта" Закона, так называемый переходный или стартовый порядок и данные, которые затем будут учитываться на постоянной основе.

Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу Закона, то есть на 1 января 2016 года. К этой дате, учитывая нормативные периодичность и сроки представления работодателями отчетности в ПФР, у пенсионных органов имеются сведения (индивидуального) персонифицированного учета за 3 квартал 2015 года. Таким образом, правоопределяющее значение при проведении увеличения размера пенсий с 1 февраля 2016 г. будет иметь дата 30 сентября 2015 года. Если на указанный день гражданин по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета будет работающим, то и индексация с корректировкой с 1 февраля 2016 г. обойдут его стороной, соответствующие суммы пенсии с учетом этого увеличения он получит после прекращения работы. Если же нет, то будет произведено увеличение размера его пенсии.

Немного другой порядок предусмотрен в отношении самозанятого населения. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в ПФР в соответствии со статьей 11 Закона № 167-ФЗ, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, также на день вступления в силу Закона - 1 января 2016 года.

Принимая во внимание, что между 30 сентября 2015 г. и 1 февраля 2016 г. существует достаточно большой временной разрыв, и гражданин в этот период мог уволиться или закончить выполнение работ по гражданско-правовому договору, часть 2 статьи 7 Закона предоставляет пенсионеру право в случае прекращения работы в период с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016 г. представить в территориальный орган ПФР заявление и документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) работы.

Представление в ПФР рассматриваемых заявления и документов влечет за собой правовые последствия для определения сумм, подлежащих выплате. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона при представлении пенсионером заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, определяет суммы страховой пенсии с применением коэффициентов увеличения стоимости пенсионного коэффициента и индексации фиксированной выплаты, установленных с 1 февраля 2016 года. При этом новые суммы пенсии, подлежащие выплате, определяются с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера. Под месяцем, в котором принято заявление пенсионера, понимается месяц обращения с таким заявлением, определяемый с учетом положений части 2 статьи 22 Закона № 400-ФЗ.

К примеру, если гражданин оставил работу в декабре 2015 г. или январе 2016 г., о чем представил заявление и подтверждающие документы в территориальный орган ПФР в январе текущего года, то его пенсия будет подлежать индексации с 1 февраля 2016 года.

Рассмотренный порядок подтверждения факта работы является временным, во-первых, он распространяется только на лиц, прекративших работу в период с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016 г., во-вторых, заявление может быть подано по 31 мая 2016 г. включительно. Эти сроки как раз и объясняются началом введения в действие постоянного порядка подтверждения факта работы в целях реализации статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

С 1 апреля 2016 г. вступает в силу статья 2 Закона, которая вносит изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в части введения упрощенной формы отчетности страхователей о работающих у них застрахованных лицах. Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, страхователь будет представлять следующие сведения о своих работниках: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика, в том числе о гражданах, принятых на работу либо уволенных с нее в отчетном месяце.

Данные этой отчетности будут являться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых территориальный орган ПФР будет ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений частей 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ. Нормы о ежемесячном уточнении факта работы вступают в силу с 1 мая 2016 г. (часть 3 статьи 9 Закона). Кстати, эти сведения также будут являться отличным инструментом для контроля за правомерностью выплаты иных видов материального обеспечения пенсионного характера, осуществление которых связано с работой.

Согласно части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 22 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, то есть имеются в виду вышеназванные данные ежемесячной отчетности.

В свою очередь, на основании части 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ суммы страховой пенсии, определенные исходя из факта работы, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 указанной статьи.

Таким образом, выплата пенсии в новых суммах будет производиться не сразу после увольнения, а по истечении времени, необходимого органам ПФР для совершения процедурных действий по обработке полученной от страхователя информации и ее отражению в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для вынесения в рамках пенсионного процесса решения о выплате сумм пенсии. Понятно, что при таком порядке установления факта работы в целях выплаты пенсий исключительное значение имеет своевременное и правильное представление работодателем ежемесячной отчетности.

Надо иметь в виду, что на основании части 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 22 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.