21 ноября исполнилось 160 лет со дня рождения Николая Львовича Гондатти - Приамурского генерал-губернатора, в честь которого разъезд Пера в 1912 году был переименован в станцию Гондатти (с 1920 г. ст. Владимиро-Шимановская, далее рабочий поселок Шимановский, ныне город Шимановск).
Будущий Приамурский генерал-губернатор Николай Львович (Людвигович) Гондатти родился 21 ноября 1860 года в Москве.
Его отец - скульптор из итальянского города Лукка. Мать - из города Тула.Семья по социальному статусу принадлежала к сословию мещан (мелкая буржуазия). Православные.
По окончании Нижегородского Александровского дворянского института Гондатти поступил на естественно-историческое отделение физико-математического факультета Московского университета. Успешно окончил его и был оставлен на кафедре антропологии и энтомологии. Не раз бывал в научных экспедициях в Сибири, на Урале. Изучал быт, нравы, язык коренных народов: ханты, манси, коми, зырян и т.д.
Гондатти как ученый побывал в Индии, Австрии, Сирии, Египте, Средней Азии, Китае, Японии, Цейлоне, Новой Зеландии, Северной и Южной Америке. По возвращении с успехом выступал с научными докладами. В экспедициях и путешествиях полно проявились такие его личные качества как работоспособность, самоотверженность, настойчивость, целеустремленность, коммуникабельность и др.
Николай Львович - способный преподаватель, талантливый ученый с блестящим будущим. Если бы не одна случайная встреча на светском рауте с генерал-губернатором Приамурского края Духовским. Тот предложил молодому ученому-этнографу на два года стать начальником Анадырского округа, где проживал малоизвестный науке народ. Любознательность исследователя, желание испытать себя на административном поприще подвигли Гондатти на то, чтобы без долгих размышлений согласиться поехать на Чукотку. 25 сентября 1894 года он добрался до Анадыря. Кроме английского, немецкого, французского, изучил чукотский язык. Начальник не кабинетного типа, отсутствие амбиций, снобизма, высокомерия, скромность - вот черты характера «начальника Чукотки». Остался еще на год.
Николай Львович принадлежал к таким россиянам, которых называют подвижники - люди, славные великими делами, доблестные деятели, храбрые, удачливые воители. Именно им во многом обязана Россия своей славой, могуществом, богатством. Гондатти считал своим долгом и честью сделать власть России в Анадырском округе фактической, поставить надежный заслон проникновению американцев в российские владения. Демократичность, цивилизованность, гуманистической политики Гондатти как представителя власти России, обеспечили мирный, безболезненный перевод аборигенов Чукотки в российских подданных. Николай Львович стал одним из основателей Хабаровского музея, его дарения составили значительную часть первоначальной экспозиции.
За научные труды по антропологии, статистике и этнографии на Чукотке Академия наук присудила Гондатти большую золотую медаль имени академика Бера. Русское географическое общество удостоило его ордена Святого Владимира IV степени.
По возвращении в Москву Николай Львович обвенчался с Маргаритой Мечиславовной Стравинской, - которая разделила с ним его подъемы и спуски, радости и горести, победы и поражения. Ему предложили возглавить кафедру в Московском университете, но Гондатти возвращается в Хабаровск. Там новый губернатор Николай Иванович Гродеков.
Николай Львович - чиновник для особых поручений, образованный, энергичный, деловитый, аккуратный, добросердечный, отзывчивый. Человек долга и чести. Прошел школу административного управления.
В 1902 году началась Сибириада Гондатти, которая включила его административную службу в Иркутской, Тобольской, Томской губерниях. Декабрь 1905 года - Иркутский губернатор, 1907 - Тобольский. За труды - орден Святого Владимира III степени, французский орден Почетного легиона. Почетный гражданин городов Березова, Томска, Сургута, Тюмени. 1908 - Томский губернатор.
В Сибири в полной мере проявились такие качества как гуманизм, демократизм, доступность.
1909 год - экспедиция по строительству Амурской железной дороги. Всего 100 специалистов по разным отраслям науки и техники. Гондатти - начальник. Во многом благодаря присущим Николаю Львовичу чувству высокой ответственности, неутомимой энергии, способности организовать людей, задачи, поставленные перед Амурской экспедицией, были выполнены качественно и со значительным превышением.
В конце января 1911 года Гондатти получил новое служебное назначение - Генерал-губернатор Приамурского края, присвоили звание - шталмейстер Двора Его Императорского Величества - архаичный, экзотический придворный чин. Главная задача - укрепление российских позиций в АТР (после поражения в русско-японской войне 1904-1905гг.)
Приамурское генерал-губернаторство - одно из молодых и обширнейших по территории: Амурская и Приморская области, северная часть Сахалина, Камчатка, Чукотка, район КВЖД в Маньчжурии. Генерал-губернатор подчинялся МВД. Полномочия: командовал всеми Вооруженными силами, возглавлял гражданскую администрацию, осуществлял дипломатические функции и др. Впервые генерал-губернатором стал штатский, а не военный.
В семье Гондатти росли дочери Татьяна и Ольга. Канцелярия генерал-губернатора находилась в доме № 28 по улице Муравьева-Амурского в Хабаровске (сохранился). Годовая заработная плата - 12 тысяч. Если коротко сформулировать главные направления освоения края, которые легли в основу деятельности генерал-губернатора, то они сводились к следующему:
1. Развитие переселенческого управления по заселению края землепашцами.
2. Широкое участие переселенческого ведомства в доставке на Дальний Восток русских рабочих, промыслового люда.
3. Устройство сети водных, грунтовых, почтово-телеграфных путей сообщения.
4. Строительство Амурской железной дороги.
5. Широкая организация доступного торгово-промышленного кредита, направленного к насаждению и поощрению в крае наиболее культурных и выгодных для государства видов обрабатывающей и добывающей промышленности.
6. Привлечение в край иностранных капиталов для культурного использования богатств края при посредстве русских служащих и рабочих.
Именно промышленное развитие края, создание здесь добывающей и обрабатывающей промышленности по переработке леса, рыбы, внедрение механизмов в добычу золота и других ценных металлов, по мнению Гондатти, были способны обезопасить Дальневосточную территорию России от экономической экспансии соседних государств и создать фундамент его благосостояния. Наряду с талантами стратегического мышления Николаю Львовичу Гондатти были присущи инициативность, воля, настойчивость в достижении цели. Гондатти был энергичным человеком, знавшим цену новаторской идее и первопроходческому делу.
Никогда ранее на голову столичных чиновников не обрушивалось такого мощного потока всевозможных ходатайств, прошений, предложений, проектов. Большая часть получила поддержку. Среди приамурских генерал-губернаторов Николай Львович был самым дипломатичным и подвижным человеком. Он был легок на подъем, много ездил по краю. По своим взглядам, мировоззрению Гондатти был монархистом, он исповедовал идеологию самодержавия, православия, народности. Его воспитание, жизненный опыт, карьера во многом объясняли эти идеологические пристрастия. Он считал, что служить императору – значит служить России: усердно выполнять обязанности начальника края, радеть о его освоении и преуспевании. Николай II лично высоко ценил Гондатти. Приамурский генерал-губернатор был демократичен, открыт для общения с людьми, принадлежавшими к различным социальным слоям общества, был справедлив, отзывчив на просьбы и обращения. Такие черты как вельможный снобизм, высокомерие, алчность не были ему присущи. Можно сказать, что Николай Львович Гондатти был монархистом с «либеральным лицом».
В 1913 году Гондатти наградили орденом Святой Анны I степени. Его жену – золотой медалью «За усердие» (носили на шее на Андреевской ленте) за попечительство.
Звездным часом Николая Львовича Гондатти можно назвать 1916 год, когда было открыто движение по железнодорожному мосту у города Хабаровска. Завершено было строительство Амурской железной дороги. Николай Львович дал согласие на губернаторство еще на пять лет (1916-1920). В январе 1917 года его наградили орденом Святой Анны II степени. Он являлся почетным гражданином Хабаровска, Владивостока, Николаевска-на-Амуре.
3 марта 1917 года Николай II отрекся от престола. Самодержавие рухнуло. Гондатти был арестован и один месяц просидел в тюрьме, потом под конвоем отправлен в Петербург. Временное правительство приняло его отставку.
В июле 1917 года он уехал в Финляндию, затем около года жил в Иркутске. Летом 1918 года он узнал о расправе над царской семьей, решил перебраться в Харбин. С 28 ноября 1918 года началась эмиграция. Николай Львович получил должность начальника земельного отдела КВЖД.
Портрет Гондатти (тех лет): «Старик небольшого роста, семенящая походка, строгое лицо, но приветливое, острые глаза, очки, одет просто...». Семья жила стабильно, размеренно, в достатке. Не раз Гондатти поступали предложения примкнуть к белоэмигрантскому движению, но он отказался.
Ему были присущи осмотрительность, взвешенность, умение анализировать обстановку. Обвинения - раз не участвуешь в белом движении, значит, помогаешь большевикам, но Николая Львовича эти обвинения не испугали. Как ученый прагматик он видел бессмысленность вооруженной борьбы с новой властью в России. Всю свою жизнь Гондатти не состоял ни в каких политических организациях. В 1924 году он был уволен и арестован китайскими властями. Человек без гражданства, но Николай Львович с головой окунулся в общественно-просветительскую деятельность. Он один из основателей Харбинского политехнического института. В 1929 году младшая дочь Ольга (в 21 год) покончила с собой, у старшей дочери Татьяны родился сын - внук Николая Львовича – Володя.
В начале 1930-х годов Япония оккупировала Китай, было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го. Гондатти предложили возглавить Бюро по делам российских эмигрантов. Отказался.
Началась самая тяжелая, двухгодичная полоса жизни, когда на седую голову Николая Львовича обрушились всякого рода подозрения, оскорбления и обвинения. Гондатти затравили за непокорный характер, за то, что он остался русским до конца и не шел на компромиссы ради нужных выгод.
В апреле 1942 года Николай Львович заполнил анкету Главного бюро по делам российских эмигрантов.
В годы Великой Отечественной войны Гондатти преподавал в школе русский язык. Жена его умерла. Скромное существование, но он человек высокого духа. Несмотря на положение и преклонный возраст не выглядел ни жалким, ни униженным. Это был настоящий ученый человек, вызывавший в себе уважение. Николай Львович Гондатти скончался 5 апреля 1946 года на 86-м году жизни. Похоронен на Новом кладбище в Харбине. Оно не сохранилось.
Знания о таких неординарных личностях как Николай Львович помогают сегодня нам, во многом испытывающим дефицит позитивных гражданских эмоций, почувствовать единение с теми, кто самоотверженно служил России, почувствовать себя принадлежащими великому народу с героическим прошлым. Важно сохранить эти чувства, чтобы связь времен и поколений оставалась неразрывной.
Директор МБУ «Шимановский краеведческий музей» Веприк Г.Н.