«Конечная остановка автобуса - КИРзавод»
 Мы живем в Амурской области, в небольшом городе Шимановске. Нашему городу в 2022 году исполнится 112 лет. Эти годы связаны со знаковыми событиями в истории нашей страны, города. К сожалению, не все мои сверстники интересуются историей родного города. В то же время мы считаем себя патриотами своей страны. Но, быть патриотом, не проявляя интереса к краю, где проживаешь, невозможно. А ведь историю можно изучать по родным улицам, памятникам, предприятиям и даже путешествуя по маршруту автобусов.
 Мы отправились на экскурсию по городу на автобусах № 6, № 1 и № 2. Обратили внимание: многие остановки, расположенные возле учреждений или улиц, так и называются: Школа № 2, Стадион, Автошкола, Детский сад № 8, Вокзал и  другие, то есть соответствуют названиям объектов, которые находятся вблизи. Доехав до конечной остановки, я заинтересовалась ее названием – Кирзавод. Мне  стало любопытно,  почему она так называется?  Водитель автобус № 1, Плашинов Игорь Викторович, пояснил, что предприятия города строились в основном на окраинах города, и остановки получили одноименные названия: ЛДК, СХТ, в том числе и КИРзавод.
 Выяснили интересный факт - во время «перестройки» (в 1990-е ) и последующие годы многие предприятия  прекратили свое существование, а названия автобусных остановок остались прежние: ЛДК, СХТ, КПО, КИРзавод.  Мы решили разобраться, что таит в себе данная аббревиатура. Провели анкетирование в 5 классе, среди старшеклассников, жителей города возрастом - 20-30 лет и старшего поколения (50 лет и старше).
 По результатам анкетирования стало ясно, что школьники не знают историю предприятий, которые работали в Шимановске, выпускали свою продукцию, необходимую в городе, области, стране и даже за рубежом. Следовательно, не знают, почему остановки так названы.
 Также выяснили, что документы, сведения по истории предприятий - ЛДК, КПО, ШКСИ, СХТ  - имеются в фондах музея, городском архиве, газетном архиве редакции «Победа».

О Кирпичном заводе на первом этапе исследования информацию найти не смогли. Я заинтересовалась историей Кирпичного завода и определила тему исследования - «Конечная остановка автобуса - Кирзавод».
 Современные подростки – жители города Шимановска - все меньше интересуются историей своего города, а, значит, и историей страны, следовательно, не достаточно знают историю своей малой Родины.
 Названия автобусных остановок города Шимановска связаны с историческими событиями нашего города, области, страны, в которых принимали участие шимановцы, в том числе и остановка КИРзавод.
 Таким образом, целью нашей работы стало изучить историю Кирпичного завода, располагавшегося на конечной остановке автобусов № 1 и № 2 - «КИРзавод».
 Кирпичный завод - сезонное предприятие
 На первом этапе исследования мы выяснили, что в нашем городе находился Кирпичный завод, от которого не осталось даже руин. Располагался Кирзавод примерно в двухстах метрах от конечной остановки автобусов № 1 и № 2, на окраине Крестьянского поселка. В настоящее время на заводской территории работает пилорама индивидуального предпринимателя Слепухина.
 Официальный документ нам все-таки посчастливилось найти в районном архиве. В книге приказов по Береиинскому леспромхозу записано: «Кирпичный завод передан Береиинскому леспромхозу. Основание: приказ от 16.05.62 г.  Судьба предприятия, судя по выписке из приказов, менялась стремительно. 1 июля 1962 года Береинский леспромхоз передал Кирпичный завод Шимановскому Райпромкомбинату. Затем в 1963 году возвращают Береинскому ЛПХ. Впоследствии 01.07.1963 года - в Шимановское карьероуправление.
 Изучая внутренние приказы Леспромхоза, обратили внимание на знакомые фамилии - Швец и Шевко. Мы созвонились с Николаем Петровичем Швец (1955 г. р.), в настоящее время он проживает в городе Благовещенске. Николай Петрович рассказал, что на самом деле, его отец работал на Кирпичном заводе. В 60-е годы семья Швец проживала в деревне Степановка, в 20 км от Шимановска. Практически вся деревня состояла в артели, занималась кустарным промыслом, добывали живицу, производили скипидар, деготь. Руководство решило перевести кустарей трудиться на Кирзавод. Работали сезонно, то есть, с апреля по октябрь. Николаю Петровичу в детстве приходилось часто бывать на заводе, а в старших классах он  с друзьями  самостоятельно трудился, зарабатывал деньги. Стоит отметить, многие подростки Крестьянского поселка работали летом на кирпичном производстве, старались заработать и самостоятельно подготовиться к школе.
 Шевко Валентина Алексеевна, как записано в приказе, была «принята 17.05.62 г. в должности разнорабочей на сезон». Она хорошо  помнит,  каким тяжелым трудом досталась ей первая зарплата.
 Подтверждает важность производства кирпичей интересный факт. Студенты Благовещенского медицинского института после первого курса работали в стройотряде на Кирпичном заводе. Шестовец Галина Борисовна, врач железнодорожной больницы, записала для нас воспоминания: «Работали добросовестно, очень уставали руки». Однокурсница Галины Борисовны Шестовец - Татьяна Евгеньевна Бойченко (в девичестве Полушкина), а ныне кандидат медицинских наук,   передала фотографию, где девушки, будущие врачи, на фоне заводских  цехов в центре снимка  держат кирпич - «символ» стройотряда.
 Все, у кого мы брали интервью, утверждают, что труд на всех обьектах был исключительно физический и очень тяжелый. Вес одного кирпича- 3,5 кг.  Причём, занимались этим женщины, вообще, на заводе их работало значительно больше, чем мужчин. Мужской работой было - управление машинами и механизмами, а также их починка.
 В ходе сбора материала я выяснила, что моей бабушке, Волосатовой Людмиле Ивановне, (1946 г. р.) в 7 классе довелось поработать на Кирзаводе. Как и другие наши собеседницы, бабушка старалась заработать на одежду к школе, карандаши, обложки для учебников и другие принадлежности, которые сегодня принято называть – канцелярия. Прошло столько лет, а наши бабушки помнят тяжелый труд на заводе, с глубоким уважением к родителям говорят, что мамы девчонок жалели, не позволяли работать долго.
 Технология изготовления кирпичей
 Фотографий Кирпичного завода, кроме студенческих, не сохранилось. По нашей просьбе Николай Петрович Швец начертил территорию завода. На схеме можно увидеть практически все этапы изготовления кирпича.

 И начиналось всё, конечно, с карьера. В 60- годы глину загружали в небольшие вагонетки, по рельсам транспортировали в цех, где ссыпали в приёмный бункер. В 70-е  годы возили самосвалами.

Из бункера по транспортёру  подавали на конвейер.

Далее глина просеивалась, смешивалась с песком, цементом, водой и попадала в итоге в пресс. Выходящая из пресса глиняная прямоугольная  масса нарезалась специальным струнным резаком на кирпичи. 

Наши рассказчики вспомнили, что на резке работала Анна Федорова.  Кирпич-сырец сначала раскладывался на стеллажах для сушки.  Затем переносили для обжига к печам вручную, на носилках, а позже грузили в  вагонетки и с просушки перевозили к печам.
Укладывали на специальные подставки в форме колодца, чтобы нагревался, обжигался равномерно. В качестве топлива использовали дрова, поднимая температуру до 700 градусов. Обжиг происходил в течение 3-4 дней. Затем подачу топлива прекращали, и кирпич постепенно остывал. Валентина Алексеевна Шевко рассказала: «Мы вытаскивали остывший теплый кирпич из печи, было очень жарко». Не вдаваясь в тонкости всех технологических деталей производства, мы посчитали, что весь процесс занимает около недели!
 Качество кирпича - отличное!
 История изготовления кирпича уходит своими корнями вглубь веков. Для строительства дворцов мастера обжигали кирпичи, зная все тонкости своего дела. При Петре 1 проверяли качество очень просто: сваливали все кирпичи с возов в кучу, если разбивалось больше трех штук, - всю партию браковали. Старинные мастера гордились своим изделием, брак не допускался. На нашем Кирпичном заводе начальником  был Федоров Александр Александрович. Его сын, Геннадий Александрович, поделился с нами воспоминаниями: «Кирпич производился по ГОСТу (государственному стандарту), в штате  работали:  инженер по кирпичному производству, мастер, бригадир. Отец знал все детали столь востребованного  изделия».
 Готовый кирпич отправляли в деревни района, по всей области, покупали горожане. Шимановский кирпич отличался хорошим качеством. Не понаслышке о качестве кирпича знает печник со стажем Никуленко Владимир Николаевич, он рассказал нам: «Отличный кирпич, сами с завода грузили на машины, печи ложили в деревянных двухэтажных домах. До 40 000 штук на дом надо было. В кирпиче мало влаги, по сравнению с другими - хороший».
 Кирпичный завод в городе Шимановске в советские годы работал четко, работники выполняли намеченные планы, бесперебойно поставляя кирпич  на строительные объекты. Помогали выполнить план по выпуску кирпича солдаты Советской Армии.
 Семакиной Галине Ивановне запомнился магазинчик на территории завода, в котором продавали вкусные калачи, пончики и лимонад. Ее мама, Лажева Ольга Леонтьевна (1927 г. р.) каждый сезон устраивалась работать на Кирзавод. Дети часто прибегали к ней.  Покупали самые вкусные пончики и купались на карьере, в ямах из-под глины, заполненных теплой дождевой водой. На Кирпичном заводе работали в основном жители Крестьянского поселка. У Галины Ивановны остались в памяти детские воспоминания: «После смены женщины возвращались домой пешком, хоть и уставшие, но с улыбкой и с песнями».
  Мы выяснили, что автобус стал курсировать к Кирзаводу в 1955 году. Но это тема уже другого исследования.
 В ходе работы над исследованием «Конечная остановка автобуса - Кирзавод», я выяснила суть названия остановки.
Тема, выбранная мной, актуальна для шимановцев, так или иначе, её материалы коснулись старожилов нашего города, их родственников. Для многих работа на Кирпичном заводе - часть трудовой биографии. Для подростков - первый опыт официального трудоустройства.
 Я убедилась, кирпич, а значит и завод, нужны были людям, деревням,  городу, нашей стране. Из рассказов старожилов нашего города, архивных документов, узнала, что в 50-70 годы шло большое строительство, поэтому в нашем городе начали делать кирпич. Производить кирпич в то время было тяжелым физическим трудом.
 В начале исследования я не находила никакого смысла в названии автобусной остановки - КИРзавод, была уверена, нет завода, не нужна и остановка с таким названием! Сейчас думаю, а может и не стоит менять? Я ощутила интерес к этой теме со стороны разных людей - специалистов архивов, музея, библиотеки и наших горожан, особенно тех, чья биография лично или их родственников связана с Кирпичным заводом.
 Я очень люблю наш город, думаю, что своим исследованием вношу свой маленький вклад в изучение истории своей малой Родины!

Марина Кабакова,
Руководитель Татьяна Богомазова,
клуб «Истоки» ЦДТ

Просьба: если у вас есть фото или вы можете поделиться воспоминаниями о работе на заводе, обращайтесь в редакцию в часы работы или по телефону: 89145829543.