История появления в музее документов, относящихся к 396-й Хинганской стрелковой дивизии, не совсем обычна. 65 лет минуло с тех пор, как завершилась крупнейшая кампания советских войск на Дальнем Востоке. Немалую долю в дело победы над милитаристской Японией внесли воинские части и соединения 2-й Краснознамённой армии под командованием генерал-лейтенанта М. Терёхина, в состав которой входила 396-я стрелковая дивизия. Участвуя в Маньчжурской наступательной операции, они разгромили Квантунскую армию, завершив тем самым Великую Отечественную и Вторую мировую войны.
Боевые действия амурских частей осуществлялись на северном Цицикаро-Мергеньском направлении. Здесь действовали части 396-й стрелковой дивизии. В неё входили 500-й, 586-й, 614-й стрелковые полки, 219-й артиллерийский полк и другие соединения. После войны судьба раскидала однополчан. Амурчане вернулись в родное Приамурье, некоторые осели в местах дислокации частей в Комсомольске, Братске, Магадане. Другие вернулись в родные края в разных концах нашей огромной страны. Словом, связи с однополчанами были утеряны.
Сразу после войны части и соединения, имеющие опыт боев в Маньчжурии, были расформированы, переданы в МВД, а их боевые традиции незаслуженно забыты и остались лишь в памяти живых участников сражений. Но чем дальше уходили годы войны, тем острее становилась потребность встретиться с товарищами по оружию, вспомнить своё фронтовое братство, однополчан, тех, кто не дожил до победы.
Так зародилось ветеранское движение военнослужащих боевых частей и соединений.
Ленинградец М. Ануфриев, приезжавший в г. Свободный к сестре, разыскал бывшего однополчанина, комсорга батальона А.А. Гальцева. Вместе с друзьями взялись они за благородное дело - поиск однополчан 500-го стрелкового полка 396-й стрелковой дивизии. Инициативная группа вскоре переросла в Совет ветеранов полка, а позднее - дивизии и группы «Поиск». В газеты «Дальневосточный комсомолец», «Советский Сахалин», «Кузбасс», «Советская Молдавия», «Советская Киргизия», «Кировская правда» и другие было дано обращение «Отзовитесь, однополчане!». И как отклик на него из разных уголков страны пришли письма от 70 ветеранов-однополчан.
Л.К. Погребной из Вышнего Волочка пишет: «С волнением прочитал в газете «Красная звезда» обращение к однополчанам. Краткие газетные строки воскресили в моей памяти годы военной молодости, моих боевых друзей и товарищей по оружию».
Ещё одно письмо: «Я, Косицын И.И., 1927 года рождения, миномётчик 500 СП, 2-й миномётной роты, которой командовал старший лейтенант Шимко Г.Н. Фотографии военных лет не сохранились. Высылаю фото 80-х годов».
Бывший командир взвода лейтенант П.А. Юферев в своём письме не просто вспомнил события тех далёких лет, но и попытался составить карту военных действий, указав места дислокации своей роты и японцев. В этом бою, оставшись один из офицеров роты, он принял командование ротой на себя, и снова в бой. Потом он напишет в своих воспоминаниях: «15.08.1945 года. В роте осталось 18 человек. Нас перевели на правый фланг от шоссе для наступления, для поддержки - 76-миллиметровая пушка, 2 миномёта, станковый пулемёт. Началось наступление. В 11.00 меня ранило. Роту передал старшине Ерёмину. Ординарец Василий Сухов вытащил меня с поля боя».
Прочитав обращение в газете «Советская Литва», отозвался из Вильнюса бывший комсорг 500-го стрелкового полка Ивашков Н.В.: «В боях на различных должностях мы подтвердили репутацию дальневосточников, защитили Родину от злейших врагов человечества - фашистской Германии и милитаристской Японии».
2-3 сентября 1987 года в Благовещенске состоялась первая встреча однополчан, на которую приехали всего 13 человек. Было что вспомнить каждому. И.П. Шемарыкин из Шимановска в дни войны командовал ротой и водил своих бойцов на штурм вражеских укреплений. Свои заботы были у полкового врача Р.С. Мишук, ведь в особо напряжённые дни поступало до 200 раненых. Вспоминали, как ходил парламентёром к японцам 19-летний комсорг А.А. Гальцев.
Настолько интересной была эта встреча, столько было воспоминаний, такой нравственный заряд дала она ветеранам, что решено было сделать такие встречи традиционными. Тогда же был создан оргкомитет по подготовке второй встречи боевых друзей. Председателем избрали А.А. Гальцева. От ветеранов - шимановцев в оргкомитет вошёл И.П. Шемарыкин. Члены комитета развернули большую поисковую работу, в которой приняли активное участие сотрудники музея г. Шимановска. В адрес музея и Комнаты боевой славы в средней школе № 3 пошли письма с фотографиями ветеранов 500-го, а потом и однополчан 586-го, 614-го стрелковых полков, 219-го артиллерийского полка 396-й стрелковой дивизии.
По письмам уточнялись списки ветеранов этих полков, составлялись списки погибших, вошедшие позднее в Книгу Памяти. К сожалению, та часть материалов, которая поступила в Комнату боевой славы средней школы № 3, оказалась потерянной. Сохранились лишь материалы краеведческого музея, они вошли в большую коллекцию «396-я Хинганская стрелковая дивизия».
Основной фонд документов был сформирован в 1987-1998 годах как систематизированное собрание личных документов, фотографий, писем участников войны с Японией, сражавшихся в составе этой дивизии, и, частично, других документов, относящихся к этому периоду войны. Документы были учтены и собраны в первичные комплексы по принадлежности к их владельцам. По материалам видно, что основная масса поступлений была тесно связана с развитием ветеранского движения и не носила планомерного характера. Состав и содержание документов отражают биографические данные владельцев и почти не содержат точной информации о событиях войны. В составе первичных комплексов числятся также нагрудные знаки, памятные эмблемы встреч однополчан, альбом «396-я Хинганская стрелковая дивизия», Книга Памяти, трофейный планшет японского офицера, портсигар, алюминиевая фляга тех лет и многое другое. Хранение всех этих предметов ведётся отдельно. В процессе научно-технической обработки документов сохранён основной принцип формирования в дела по их принадлежности владельцам (А.А. Гальцев, И.П. Громов, Ф.Т. Кваша).
Хронологические рамки документов, вошедших в коллекцию, - 1940-1998 годы. Состав документов: фотографии, газеты со статьями о ветеранах дивизии и автографами однополчан, благодарности за участие в военных действиях, письма, фотопроспекты по ветеранскому движению, ксерокопия газеты «Во имя Родины» 396-й Хинганской стрелковой дивизии.
В основном документы отражают биографии фондообразователей и имеют экспозиционный характер. Наибольшую ценность представляют оригиналы фотографий, очень много копий прислано ветеранами, так как они дорожат этой реликвией военных лет), личные вещи бойцов.
В коллекцию входят: планшет трофейный японского офицера, переданный в музей А.Л. Ерофеевым, начальником радиостанции 396-й стрелковой дивизии; наградные часы, портсигар и планшет Н.В. Руднева, старшего лейтенанта, командира миномётной роты; котелок и фляга военных лет. Подавляющая часть документов связана с событиями войны с Японией и биографиями её участников, широко представлены материалы о встречах ветеранов-однополчан. По состоянию на 2005 год фактическое наличие документов этой коллекции, находящихся на ответственном хранении в фондохранилище, составляет 211 предметов основного фонда.
Научно-вспомогательные материалы (336 единиц) занимают в структуре фонда подчинённое положение - это обусловлено их сущностью и функциями. Большая часть коллекции - письменные источники повествовательного характера: воспоминания, автобиографии, документы мемуарного характера. Например, воспоминания И.К. Гуменного, помощника начальника штаба 586-го стрелкового полка, ныне начальника филиала Центрального музея Восточного округа внутренних войск МВД РФ, об участии в боях 3-го батальона 586-го стрелкового полка под командованием капитана И.П. Громова, о мужестве и отваге наших солдат в боях с японскими самураями. Уникальные сведения о войне, боевых традициях 396-й стрелковой дивизии, мужестве и стойкости её бойцов содержатся в письмах ветеранов-однополчан П.А. Юферева, П.К Аманова (бывшего военного журналиста), А.И. Ельчанинова, М.Ф. Ануфриева, М.И. Хижнякова и многих других.
К. Пелевин принимал участие в боях на Керченско-Феодосийском направлении, где впервые в 1941 году приняла боевое крещение 396-я стрелковая дивизия. Об этом тоже узнаем из письма ветерана: «Сформировалась дивизия из азербайджан, армян и грузин в г. Куба Азербайджанской ССР. Русских и украинцев было мало. 24-25 декабря 1941 года в составе 51-й армии в Крыму дивизия понесла большие потери и в 1942 году прекратила своё существование. Вновь родилась она на Востоке, в Амурской области, в период подготовки Маньчжурской наступательной операции». Штаб дивизии располагался в г. Свободном, потом - в Шимановске. Знамя дивизии было передано во вновь сформированную и приняло второе боевое крещение в боях с империалистической Японией. Много воинов-однополчан погибло в этом сражении. Г. Хрусталёв из Калининградской области, бывший командир противотанковой истребительной батареи, вспоминает о погибших однополчанах: «Рядом с Бусловым, нашим парторгом, в занятом нами укрепрайоне похоронен И.Г. Загородний из Шимановска. Гитарист и весельчак, он в бою будто преображался - бил врага яростно. Погиб же он не в самой горячке сражения, а немного позже, защищая полковое знамя. Погиб, как герой, пусть знает об этом мать его, Татьяна Алексеевна, и родственники». В областной Книге Памяти стоит запись: «6617. Загородний Иван Григорьевич, призван Шимановским РВК, погиб 17 августа 1945 года, похоронен на станции Айгунь. Маньчжурия».
Получили похоронку на своего сына и родители Ерофеева А.Л. в г. Горьком, но выжил солдат на войне. И какой неожиданной радостью обернулась встреча с ним для однополчан. После шимановской встречи был он на Всесоюзной встрече однополчан в 1990 году в Благовещенске. Позже, парализованный, он не теряет связи с однополчанами, возглавляет группу ветеранов в Нижнем Новгороде.
С мыслями о погибших, с чувством глубокой скорби создавали ветераны свою Книгу Памяти. Она бережно хранится в краеведческом музее, в зале Великой Отечественной войны, где оформлен раздел экспозиции, посвященный боевому пути 396-й Хинганской стрелковой дивизии. Эта работа ветеранов и сотрудников музея очень важна, потому что в архивах Министерства обороны нет полных сведений не только о погибших, но и о тех, кто выжил, вынес на своих плечах все тяготы прошедшей войны. Фронтовики в своих письмах восстанавливают детали военных сражений дивизии, пишут о её боевых традициях, вспоминают солдатскую дружбу и сплочённость товарищей, с которыми вместе несли нелёгкую службу; составляют списки тех, кто погиб у них на глазах во время этих боёв.
Время, к несчастью, безжалостно к ветеранам. С каждым днём их становится всё меньше. Получил Совет ветеранов письмо от завуча Болдыревской школы о М.И. Хижнякове, который тяжело болел и не смог приехать на встречу. И — вслед за письмом - безрадостная весть: ветеран войны, заслуженный учитель РСФСР, бывший директор Болдыревской школы М.И. Хижняков скончался. И таких утрат, горечью отразившихся в сердцах однополчан, очень много. И как бы принимая эстафету из их рук, ветераны-однополчане делают всё, чтобы сохранить память о своих товарищах. Открыты памятники в Шимановске, на Алексеевской пограничной заставе Шимановского района, в г. Сковородино, где был сформирован 614-й стрелковый полк 396-й дивизии. Издано 16 фотопроспектов в память о дивизии, её подразделениях и воинах. Создана единая ветеранская организация теперь уже 2-й Краснознамённой армии, в которую входит по всей стране более 2300 человек, работает 32 ветеранских группы в Хабаровске, Томске, Нижнем Новгороде, Кирове и других городах.
Шимановский краеведческий музей за результативную поисковую работу по созданию экспозиции «396-я Хинганская стрелковая дивизия» был награждён вымпелом Советского Комитета ветеранов войны.
На встрече с работниками музея в апреле 2005 года заместитель председателя амурского областного Совета ветеранов Гальцев А.А. был по-прежнему бодр, энергичен, в 75-летнем ветеране легко угадывается бывший комсорг батальона. Активной жизненной позиции подполковника запаса А. Галыцева можно только позавидовать. Вместе с однополчанами он готовился встретить 60-летие победы в Великой Отечественной войне. К этой знаменательной дате им написан военно-исторический очерк о 2-й Краснознамённой армии - «Амурская Краснознамённая», который А.А. Гальцев преподнёс музею г. Шимановска с дарственной надписью. В музейной коллекции появилась и ещё одна книга А.А. Гальцева «Страницы прошлого» - попытка создать генеалогическое дерево семьи Косицыных, Гальцевых. В этой книге А.А. Гальцев пишет, давая напутствие молодёжи: «Если дело старших подхватывают молодые, оно обретает высокую жизнеспособность, прочнее становится связь времён, народных традиций. Сегодня мы завещаем нашим потомкам, нашей молодёжи - будьте достойными продолжателями русских военных традиций. Мы завещаем вам: будьте патриотами своей Родины! Берегите Россию, будьте верными защитниками своего Отечества!». К сожалению, несколько лет назад Анатолий Андреевич ушел из жизни.
Шимановский краеведческий музей, выполняя завет ветеранов дивизии, использует собранные материалы этой уникальной коллекции для воспитания подрастающего поколения. Традиционными стали уроки-лекции, беседы, конкурсы. При подготовке к 65-летию Победы на основе музейной коллекции проводились консультации по материалам о войне для реферативной работы старшеклассников, помогая приобщаться к поисковой, исследовательской работам. Вся система работы музея по патриотическому воспитанию строится с учётом и использованием имеющихся материалов фонда, в том числе и документов 396-й Хинганской стрелковой дивизии.
Е.Колесникова Главный хранитель МУК «Шимановский краеведческий музей»