В музейной экспозиции "И фронт, и тыл едины были" среди предметов солдатского быта обращает на себя внимание солдатская фляжка с надписью: "Михалёв Иван. 1926 г. Горьковская обл. Дивеевский р-н.д. М-Череватово, Шимановск-Манчжурия август 1945 г." (орфография сохранена).
Фляжка была передана в фонды музея Михалёвым Иваном Михайловичем - ветераном 396-й Хинганской стрелковой дивизии. В составе 500 стрелкового полка (который формировался в Шимановске) боец Михалёв воевал с японскими милитаристами.
Что было в фляжке у солдата? Вода таёжного ключа или наспех заваренный чай? А, может быть, фронтовые 100 грамм?
Мало кто знает, что впервые практика выдачи водки боевым частям Красной Армии появилась ещё во время Советско-финской войны. Боевые действия тогда проходили в суровых погодных условиях, поэтому для поднятия духа солдат и "согрева организма" народный комиссар обороны Климент Ворошилов распорядился ежедневно выдавать солдатам и офицерам 100 граммов водки и 50 граммов сала. Солдаты сразу же эти ежедневные "100 грамм" стали называть "ворошиловскими" или "наркомовскими".
Во время Великой Отечественной практика выдачи водки в войсках возобновилась. Приказом Народного комиссара обороны с 1 сентября 1941 года надлежало "производить выдачу водки в количестве 100 граммов в день на человека красноармейцам и начальствующему составу передовой линии действующей армии". Водка полагалась не всему личному составу Красной Армии, а только фронтовым частям, непосредственно ведущим боевые действия.
Весной 1942 года порядок выдачи водки меняется. Теперь водка стала использоваться как своего рода средство "поощрения". С 15 мая 1942 года ежедневная выдача водки всем бойцам фронтовых частей прекращается - отныне регулярную порцию водки (причём, аж в количестве 200 граммов на человека) получают лишь части, "имеющие успехи в боевых действиях".
Все остальные бойцы получают 100 граммов водки только по праздникам - 7-8 ноября, 5 декабря (День Конституции), 1 января, 23 февраля, 1-2 мая, 19 июля (День физкультурника), 16 августа (День авиации), 6 сентября (Международный юношеский день), а также в день полкового праздника (дата формирования части).
Однако вскоре советские руководители решили, что с "200 граммами на человека" они всё-таки хватили лишнего. Поэтому уже 6 июня 1942 года выходит постановление Государственного комитета обороны, по которому норма выдачи вновь была определена в 100 граммов, да и то для тех частей, которые ведут наступательные операции. Солдаты на тихих участках фронта по-прежнему могли рассчитывать на водку только в дни праздников.
Но с наступлением холодов и началом тяжёлых боёв под Сталинградом в ноябре 1942 года ежедневная порция водки вновь была возвращена в войска, независимо от успешности боевых действий той или иной части.
Лишь 3 мая 1943 года, когда зима была уже позади и наша победа в войне стала уже очевидной, советское руководство вновь вернулось к привычной схеме: 100 граммов в день только для наступающих частей, остальным - по праздникам.
Такой порядок выдачи водки сохранится без изменений вплоть до конца войны.
Давно уже нет в живых солдата Ивана Михалёва и сотен тысяч его боевых товарищей. Об их подвигах мы узнаём из архивных документов, фронтовых писем, воспоминаний однополчан.
Вечная память и слава доблестным защитникам Отечества, которые выстояли и победили.