Ко Дню пожилых людей
 Местное отделение общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» г. Шимановска подготовило три автобиографических материала о детях войны. Как в те суровые военные годы были детьми, как они жили в послевоенное время  – именно об этом и расскажут нам их воспоминания.
 Первыми публикуем воспоминания Людмилы Драчук. Ее уже нет рядом с нами, но жива наша память об этом человеке.
 Неисчерпаем тот источник,
Где силы черпаем свои,
Где мы корундовую прочность
Пьем из груди родной земли,
У нас на жизнь особый ценник
Из сплава стали и мечты.
Ведь это мы, зарыв траншеи,
Сажали новые сады.
Ведь это нам после сражений
Достался труд не по годам,
А эстафету вдохновения
Мы приняли от наших мам.
Окрепли руки, загрубели,
Стал равномерней, тверже шаг,
Для молодых мы ставим цели,
И сами в их идем рядах,
Такое наше поколенье,
Такая ковка и закал,
Ведь это мы после сражений
Собрали, сплавили металл.
                Людмила Драчук
 
 Родилась я 5 апреля 1939 года на Украине, в селе Тузлы Березанского района, Николаевской области.
Моего отца Чельцова Ивана Филипповича мобилизовали на переподготовку в мае 1941 года. С тех пор мы его больше не видели. До мобилизации он работал в колхозе шофером.
 Село заняли немцы вместе с румынами и сразу начали устанавливать свои порядки.
 Они разгромили две береговые заставы и согнали всех жителей на площадь. Нам объявили, что по договору Гитлера и Антонеску территория присоединяется к Румынии.
 Назначили старосту и полицейских. Несогласных здесь же расстреляли. Остальные жители молча согласились.
 Наш дом заняли румыны, а нас поселили в хозяйственную постройку. Всё, что росло, плодоносило в огороде и саду, нам уже не принадлежало. Наступило полуголодное существование. Немцы и румыны заставляли много работать. Женщин заставили прясть овечью шерсть и вязать из неё теплые носки и варежки. За неповиновение жестоко избивали розгами. Однажды избили мою маму за невыполнение нормы. Я в возрасте 4-х лет научилась прясть, чтобы помочь маме в выполнении нормы.
 Румыны открыли школу и заставляли местную молодежь и детей изучать румынский язык. Занятия начинались с пения псалмов.
В конце 1943 года румыны получили приказ покинуть наше село. Уходя, они  прихватили все наше имущество - посуду и картины. Но вскоре на село налетела калмыцкая конница, и стало еще страшнее.
 Советские войска освободили наше село. На пустыре военные оборудовали полевой аэродром, жители села помогли построить капониры. Бои длились несколько недель. Нас всех восхищала отвага наших летчиков и бойцов.
 Военные действия закончились, но жить легче не стало. Самым страшным бичом был голод, отсутствие топлива. Ели молодую зелень крапивы, лебеды, одуванчика, собирали бурьян на топливо.
 В довоенный период на заливном озере Туз производили соль, но во время войны шлюзы разбомбили, озеро было затоплено. Взрослые и дети стали собирать соль в рапе.
 Сушили её на берегу и несли домой. Долго отмывались от засохшей соли, которая разъедала кожу до крови. Мама продавала эту соль на привозе (рынке), чтобы кормить семью.
 В школу я пошла в конце сороковых. У нас был один класс - для подростков и малышей. Школа не отапливалась, чернила замерзали, тетрадей не было, но с огромным желанием дети постигали всё, чему нас учили.
 В ВУЗ я не поступила и по комсомольской путевке уехала на строительство канала «Северский Донец-Донбасс» .
Позже поступила в Одесский техникум культуры по специальности «Режиссер народного театра».
 Когда началось строительство БАМа, у меня была уже семья (муж и две дочери), и я, не раздумывая, взяла детей и уехала на край света. В 36 лет снова окунулась в могучий поток трудового энтузиазма. У меня была хорошая специальность - сварщик контактно-точечной сварки.
Приехала в Шимановск, работала на строительстве комбината «Стройиндустрия». Кроме материального благосостояния, я обрела здесь родину, друзей. Познакомилась с удивительными и преданными людьми. На комбинате проработала 14 лет.
 С 1990 года я стала работать по своей основной специальности - режиссером народного театра, которым руководила 19 лет. За время работы поставила 28 спектаклей, половина из которых - детские. Особую гордость я испытываю за детскую театральную студию при школе № 3 г. Шимановска.
Начала писать стихи. В 1994 году объединила творческих людей, любящих и пишущих стихи, в клуб «Меццо-Воче». При поддержке администрации города издали четыре сборника стихов местных поэтов.
 За добросовестный труд удостоена Ордена Трудовой Славы 3 степени, награждена медалями «Ветеран труда» и «За строительство БАМа». У меня одна внучка. Трое правнуков.

Материал подготовила Г.П. Котляренко, председатель местного отделения
общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» г. Шимановск