К 110-летию Шимановска:«Фотолетопись родного города»
 21 августа исполняется 110 лет со дня основания города Шимановска. Этому событию посвящена виртуальная выставка «Фотолетопись родного города». Фотографии, представленные на виртуальной фотовыставке, можно посмотреть на сайте Шимановского краеведческого музея:   https://museum-shiman.amur.muzkult.ru/fotoletopisi
 Всего на фотовыставке представлено 110 фотографий, большинство из которых ранее не публиковались.
 Выставка состоит из восьми тематических разделов:
1. Основание города: разъезд Пера, станция Гондатти.
2. Годы первых пятилеток: станция Владимиро-Шимановская, рабочий поселок Шимановский.
3. Наш город в годы Великой Отечественной войны.
4. Годы мирного строительства.
5. Шимановск – сердце БАМа.
6. Это было недавно, это было давно.
7. На рубеже веков.
8. В начале нового столетия.
 В 1910 году по линии строительства средней части Амурской железной дороги была основана станция Пера, которая сразу же сложилась как поселок городского типа. Недалеко было расположено селение Гондаттиево, основанное в 1908 году. Со временем эти два населенных пункта слились в один, который с 1912 года стал называться «Станция Гондатти» (в честь Николая Львовича Гондатти – генерал-губернатора Приамурского края).
 В декабре 1913 года была освящена церковь, в мае 1914 открыто волостное правление.
 В период с 1913 по 1917 год строились железнодорожные мастерские.
 В первые годы в населённом пункте были: столовая, пивная, баня, кузница, торговые лавки, конный двор, пекарня, торговые дома купцов Дёмина, Яколина, Торчинского, Виноградова. Кроме этого, работали мясные лавки, общественная бойня, трактир, почтово-телеграфное отделение. Была открыта начальная школа, фельдшерский пункт, тюрьма, женская гимназия.
 Специалистов для железной дороги готовило училище, специалистов для лесного хозяйства – Перский лесной техникум.
 Среди первых крупных предприятий – железнодорожные мастерские и лесопильный участок.
 После установления Советской власти в Амурской области начался новый этап в развитии станции. Поселок значительно вырос, увеличилось население. Станция была переименована в Владимиро-Шимановскую. Продолжали работать лесозаготовительный участок и железнодорожные мастерские.
 В 1927 году был построен клуб железнодорожников – первое учреждение культуры города.
 В годы первых пятилеток действовали две больницы, несколько детских садов, начальных школ, работали магазины.
 В середине 30-х годов активизировалась разработка каменного карьера и было создано карьероуправление.
 В 1936 году образована Дистанция сигнализации и связи (ШЧ-9). Железнодорожные мастерские преобразованы в паровозное депо и вагонный участок.
 В 1937 году открыта первая средняя школа № 3, в 1939 году – школа № 59 (ныне № 2). В том же году стала работать артель «Победа».
 В мае 1939 года был образован Шимановский район с центром в рабочем поселке Шимановский.
 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.
 По призыву и добровольно ушли на фронт более 3000 шимановцев. Воевали на всех фронтах и во всех родах войск. Среди них было более 200 женщин.
1417 наших земляков пали смертью храбрых на полях сражений, умерли от ран в госпиталях, пропали без вести.
 За личное мужество, отвагу, воинскую доблесть, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами звание Героя Советского Союза было присвоено Павлу Константиновичу Брякину, Павлу Семеновичу Билаонову, Виктору Александровичу Коневу (участник Парада Победы 24 июня 1945 года, парадов Победы 1990, 1995 гг.), Ивану Дмитриевичу Морозову, Ивану Петровичу Громову. Полными кавалерами ордена Славы стали Петр Георгиевич Эпов и Николай Борисович Тогоев.
 Под девизом «Все для фронта, все для Победы!» трудились жители города и района в годы войны. В паровозном депо и вагонном участке ремонтировали паровозы и вагоны. Один из цехов был переоборудован -  в нем выпускали корпуса минометных мин. Женщины – домохозяйки шили одежду для бойцов, собирали посылки на фронт. Население перечисляло деньги на строительство танков и самолетов.
 В те годы артель «Победа» занималась пошивом формы для бойцов Красной Армии. Жители района отправляли на фронт хлеб, другие продукты. Немало тех, кого мы сегодня называем «дети войны» трудились наравне со взрослыми. Женщины, дети, старики заменили ушедших на фронт мужчин. Подростки работали на железной дороге и одновременно учились в железнодорожном училище (ЖЭУ) на слесарей по ремонту вагонов, машинистов и кочегаров паровозов.
 В марте-мае 1945 года на базе 87 запасного полка, базировавшегося на ст. Шимановская, был сформирован 500 стрелковый полк, который вошел в состав 396 Хинганской стрелковой дивизии, которая в составе 2 Краснознамённой Дальневосточной армии принимала участие в разгроме милитаристской Японии.
 В те суровые годы мы отстояли свободу и независимость нашей Родины, разгромили ненавистного врага, ковали Победу на фронте и в тылу.
 После войны станция Шимановская значительно выросла: появились новые улицы, предприятия и организации, увеличилось число жителей. 1950-60-е годы — это период роста и развития города.
 В 1947 году вышел первый номер районной газеты «Победа». В 1949 году сдан в эксплуатацию молокозавод. В начале 1950-х годов силами комсомольцев и молодежи города был построен стадион.
 21 августа 1950 года Шимановск преобразован в город районного, а в 1975 году - областного подчинения.
 В первое послевоенное десятилетие в городе появилось регулярное автобусное сообщение, местное радиовещание, большая часть города была телефонизирована. В 1954 году распахнул свои двери кинотеатр имени 19 партсъезда (позднее – «Восток»). Лесозаготовительный участок был преобразован в ЛДК. В 1960 году открылась музыкальная школа. Вскоре выпустил первую продукцию хлебозавод.
 Активно застраивалась центральная часть города (силами СМУ-25), появились первые 2-этажные дома по улице Орджоникидзе.
 Центр города сформировался в начале 60-х годов. Построили здание райисполкома, районного узла связи, райкома партии, библиотеки. Центральную площадь благоустроили и озеленили.
 В мае 1962 года был открыт участок по выпуску листовых кривошипных ножниц (позже – завод КПО).
 В конце 60-х годов в Крестьянском поселке открылся кинотеатр «Радуга». Железная дорога перешла на тепловозную тягу, открылась Детско-юношеская спортивная школа.
 18 мая 1969 года в городе был открыт народный музей историко-революционной, боевой и трудовой славы (ныне – МБУ «Шимановский краеведческий музей»).
 Декабрь 1972 года – поворотный период в жизни города – началось строительство крупного индустриального комплекса, который предназначался для выпуска строительных материалов и конструкций для Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
 Шимановский комбинат стройиндустрии и завод по ремонту дорожно-строительных машин стали основой комплекса. На строительные площадки зашла крупнейшая организация - Головной ремонтно-восстановительный поезд № 21. В кратчайшие строки были построены: промышленные предприятия, жилые дома, торговый центр, школа, детские сады, профессионально-техническое училище. Население города увеличилось до 27 тысяч человек.
 3 мая 1974 года Шимановск встречал поезд с посланцами 17 съезда ВЛКСМ, которые влились в дружные ряды строителей комплекса.
 Стройка набирала обороты, были введены в эксплуатацию цех крупнопанельного домостроения, цех керамзита, станция обезжелезивания воды, очистные сооружения. На трассу БАМа отправлялись составы с мостовыми пролетами, железобетонными конструкциями. Завод РДСМ ремонтировал импортную технику, работавшую по всему БАМу.
 В микрорайонах появились жилые дома, построенные из панелей, выпускаемых на комбинате.
 В семидесятые – восьмидесятые годы город продолжал развиваться. Одним из крупных предприятий, образованных в те годы (01.10.1970), было вагонное депо (до этого – вагонный участок). В домах шимановцев засветились голубые экраны. В 1976 году была введена в эксплуатацию телестанция.
 В 1980 году распахнул свои двери для покупателей новый универмаг по улице Орджоникидзе. В 1981 году состоялся первый киносеанс в новом кинотеатре «Спутник».
 Продолжали свою работу предприятия и организации железнодорожного узла ст. Шимановская, торговли и общественного питания, здравоохранения, образования, культуры и спорта.
 Из наиболее значимых событий в жизни города в начале 1980-х годов можно назвать открытие аэропорта. Рейсы выполнялись местными авиалиниями.  Самолеты летали в несколько сел района и совершал промежуточную посадку самолет рейсом «Хабаровск-Тында».
 24 декабря 1984 года на станции Шимановская встречали первый электровоз. Забайкальская железная дорога была полностью электрифицирована.
 Эти два десятилетия в жизни города были наполнены интересными событиями. Достаточно вспомнить выступление артистов на фестивале «Огни магистрали».
 Впереди были трудные девяностые…
 В девяностые годы город, как и вся страна, переживал нелегкие времена. Ряд предприятий обанкротились. Среди них был и завод кузнечно-прессового оборудования, и хлебозавод.
 Тем не менее, были и положительные тенденции. Так, в сентябре 1990 года распахнула свои двери для учащихся новая школа № 4. В этом же году была открыта Станция юных туристов.
 В 1992 году принял первых ребят социальный приют для детей и подростков. Вскоре, в 1994 году, был открыт Центр занятости населения.
 Экономическое развитие города взяло паузу. Комбинат Стройиндустрии тоже банкрот. Продолжает работать завод по ремонту дорожно-строительных машин («Кранспецбурмаш»).
 Через несколько лет локомотивное депо преобразуют в подменный пункт локомотивных бригад, а позже закроют и вагонное депо.
 В эти нелегкие времена (1994 год) были утверждены приходы православной церкви: «Успения Пресвятой Богородицы» и «Спаса Нерукотворного».
Надеждой и верой жил наш город в те годы. Было нелегко, но все это уже ушло в историю… Была и радость побед, и боль поражений. Город смотрел в будущее.
 Новый век наш город встретил с надеждой на улучшение социально-экономического положения.
 Значимым событием в истории «нулевых» стало введение в эксплуатацию нового вокзала (2001 г.), который строили долго, и лишь благодаря содействию нашего земляка, Почетного жителя города, председателя ОАО «РЖД» Федеева Геннадия Матвеевича, строительство было завершено.
 Для юных шимановцев в 2000 году открыли подростковый клуб «Подснежник», зал бокса, центр «Диалог».
Было завершено строительство долгостроя – жилых домов в районе МЖК.
 Долго ждали шимановцы новой больницы и поликлиники. Именно в 2000-е годы построили трехэтажные здания стационара и поликлиники.
 Жители города активно трудоустраивались на космодром «Восточный», нефтепровод, газопровод. При содействии «Газпрома» построены стадионы в школе №2 и №1. Идет масштабная реконструкция стадиона «Локомотив».
 Преобразилась центральная площадь города, реставрируются и обновляются памятники, благоустраиваются дворы и улицы. «Сказочный городок» в микрорайоне обновлен и дополнен новыми игровыми конструкциями.
 Впереди еще немало задач, которые предстоит решить нашему родному городу. День сегодняшний тоже спешит уйти в историю. Хочется верить, что впереди у Шимановска еще не одно столетие.
 Река рождается - с истока,
Год складывается из дней,
Заря приходит к нам - с востока.
Наш город начинается с людей.
Немного нас по меркам строгим,
Но не числом силен народ -
Мы лечим, учим, строим
На много-много лет вперед.
Богат талантами наш город
(По строгим меркам – небольшой).
Он потому еще так молод,
Что не стареем мы душой.
Известны не числом - уменьем,
Не золотом богаты – добротой,
И, поздравляя город
                               с Днем рождения,
Мы празднуем и день рождения свой!

 

Специалист по экспозиционной  и выставочной деятельности
МБУ «Шимановский краеведческий музей»
Е.Т.Лоншакова


Мастеровые депо 1927



Пожарная дружина 1927 г.


Массовый воскресник по восстановлению паровоза, 1929 г., ст Шимановская



Праздничная демонстрация 22.04.1970 г.


Первый экспериментальной дом  серии 122 1970-е. г.


Парк  1972 г.


На празднике 80-летия города,  июнь 1990 г.