Великий Транссиб - это, конечно же, в первую очередь, десятки тысяч километров уложенных рельсов, шпал, производственные цеха, электровозы и составы… Но вся эта мощнейшая стратегическая артерия России возникла и функционирует благодаря самоотверженному и нелегкому труду предыдущих и нынешних поколений железнодорожников. И в вековую историю Шимановского паровозного депо вписаны сотни имен тех, кто создавал это предприятие. Кто в военные годы водил составы с продовольствием, оружием, людскими ресурсами. Кто в мирное время всю свою трудовую жизнь связал с этим предприятием, отдав ему силы, здоровье, преданность… Накануне славной юбилейной даты, отмечать которую железнодорожники будут в июне нынешнего года, наш корреспондент, по инициативе председателя совета ветеранов подменного пункта локомотивных бригад ст.Шимановская А.А.Разореновой, встретился с группой ветеранов - машинистов бывшего паровозного и локомотивного депо и попросил их поделиться своими воспоминаниями о годах работы на этом предприятии.
Старейшиной среди ветеранов этого предприятия является Павел Михайлович Сопов. Семнадцатилетним парнишкой в грозном 43-ем пришел он в паровозное депо. Поставили кочегаром на паровоз: знай себе, без устали подкидывай в паровозную топку уголь. И так - несколько тонн за смену. Труд - тяжелейший. Подучившись, стал помощником машиниста, а затем и вовсе доверили самостоятельно водить паровозы и локомотивы. На эту встречу ветеран пришел - вся грудь в "орденах": на его пиджаке красовались многочисленные отраслевые награды за ударный многолетний труд. Некоторые из них были достаточно редкие, поэтому его коллеги-ветераны с интересом их рассматривали. Несколько раз был награжден нагрудным знаком "Ударник пятилетки", а из редких - "Ударник сталинского призыва", "Отличный паровозник". Вспоминает, что неоднократно выступал вожаком комсомольской колонны. Это когда берешь какую-нибудь инициативу - высокое производственное задание: провести тяжеловесный состав, например, и агитируешь подхватить эту инициативу других. И, далее, ведешь в колонне, как вожак, несколько тепловозов. Сказал, что его рекорд - провести тяжеловесный состав весом в 4013 тонн, так никто позже и не побил. Говорит, что когда вел этот состав-рекордсмен от Ушумуна до Шимановска, то встречать поездную бригаду ударников вышло все руководство депо. Хорошо помнит те "наркомовские" талончики, по которым в поездку выдавалось 400 граммов хлеба, 50 граммов сахара и 20 - табаку…
Добросовестных и преданных своей работе железнодорожников отраслевое начальство всячески поддерживало и поощряло. Так, помимо премий и благодарностей, в 54-ом Павел Михайлович был премирован поездкой в Москву на отраслевой "Слет стахановцев". Кроме торжественного заседания, в течение семи суток передовикам показывали столицу - музеи, выставки, площади, дома и улицы… Для нашего героя это, конечно же, была незабываемая поездка. Когда пересел на тепловоз, преимущества были налицо. Но были и здесь свои минусы и неудобства: жара и духота - летом, ночная работа, высокая степень нервного напряжения… Поэтому во все времена труд движенцев легким не назовешь. По поводу нынешних реформ, идущих на дороге, сказал, что, на его взгляд, они не идут на пользу отрасли. Особенно ветерана возмущает отмена пригородного железнодорожного сообщения: "Ну, как так можно было допустить и отменить пригородные поезда?! В войну была такая разруха, так тяжело было стране - и то поезда ходили, перевозили людей! А сейчас! Просто горько это видеть!".
***
В 1966-ом году после окончания Шимановского ГПТУ-14 пришел на работу в паровозное депо Борис Иванович Сабуцкий. Свой выбор профессии объясняет просто: отец работал в депо мастером механического цеха, поэтому постоянно мальчишкой крутился возле отца. Как говорится, с малых лет впитал деповской запах. И особых раздумий, куда идти, не было. До 74-го ездил помощником машиниста, затем - машинистом. Вначале - на тепловозах, затем переучился на вождение электровозов. Говорит, что работа ему всегда нравилась, да и почетно было в то время работать в депо: заработки - хорошие, и отношение начальства к движенцам было особенное - поощряли и поддерживали. Приглашали на другие предприятия, но прикипел к депо, не ушел. В трудовой биографии Бориса Ивановича немало поощрений: в 75-ом к тридцатилетию Победы по линии ЦК ВЛКСМ за хорошую работу вместе с еще 10-ю железнодорожниками-шимановцами он был удостоен чести сфотографироваться у Знамени Победы в Москве. Не однажды за свой профессионализм был награжден знаком "Отличник соцсоревнования", "Ударник пятилетки", "Молодой гвардеец пятилетки", является ветераном труда. А в Чите был награжден знаком "Лучший инспектор безопасности движения". А еще есть награда, имеющая особый вес, получили которую не так уж много машинистов, - знак "За безаварийный пробег 1 миллиона километров на локомотиве". На заслуженный отдых ушел в 2004-ом году, но связи с родным коллективом не теряет: часто бывает здесь, общается с теми, кто сейчас водит электровозы. Есть среди них и его ученики. Говорит, что, на его взгляд со стороны, нынешним машинистам по многим причинам работать стало психологически сложнее.***
Имея в кармане только аттестат об окончании средней школы, в 1966-ом году пришел на работу в депо Сергей Константинович Ульзутуев. Понятное дело, вчерашнего ученика вначале поставили на самую малоквалифицированную работу - кочегаром. Отслужив в армии, вернулся в паровозное депо, выучился на помощника машиниста, затем получил удостоверение машиниста. Восемь лет отработал инструктором движения, а последние перед выходом на пенсию годы водил пассажирские поезда. Ветеран говорит, что никогда не возникало желания сменить работу, ведь работать в депо было престижно, в городе предприятие имело вес, авторитетом и уважением пользовались и его работники. Поэтому у всего коллектива было чувство гордости за свое стабильно работающее предприятие. Особым уважением пользовался тогдашний начальник депо Копылов Николай Федорович. К тому же, здесь работало три брата Сергея Константиновича. Более того, родной брат - Виктор Константинович стал его наставником, обучал особенностям и профессиональным тонкостям вождения локомотива. А потом и сам Сергей Константинович стал "ставить на крыло" зеленую молодежь, приходящую из Белогорского ЖУ. Говорит, что из десятка-другого приходящих на работу оставались единицы, не выдерживали нагрузок - нервных и физических. За свою отличную работу неоднократно был награжден знаками: "Победитель соцсоревнования", "Ударник пятилетки" и весомой министерской наградой - "За безаварийный пробег 1 миллиона км на локомотиве". "Свои годы работы в депо не могу не вспоминать, ведь вся моя трудовая жизнь прошла на этом одном предприятии, - говорит ветеран, - вспоминается и хорошее, и плохое. Вспоминаю тяжелые перестроечные годы, когда все было по карточкам, по талонам, давали, как в войну, пайки, если едешь по маршруту, - махорку, колбасу… Сын также связал свою жизнь с железной дорогой, окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта и работает в Белогорске в пассажирском депо".***
Тридцать шесть лет - таков стаж работы в локомотивном депо у Сергея Васильевича Королева. Пришел сюда в 1970-ом году, сразу же направили на учебу в Читу, вернулся, стал работать помощником машиниста, а с 74-го уже самостоятельно водил грузовые составы. Работа ему пришлась по душе, говорит, что всегда шел на смену с желанием. Особенно, если удачно подобралась бригада - машинист-помощник машиниста, то все идет слаженно, надежно. Предлагали более спокойную работу - отказался: "Мне нужен сам процесс движения. Каждый раз едешь по одному и тому же маршруту и замечаешь что-то новое в окружающем пейзаже. А вдохновение и стимул хорошо работать давал хороший, сплоченный наш коллектив, который был в то время. А с каким хорошим настроением мы ходили на субботники, строили свою производственную базу!". В 92-ом опытному машинисту доверили водить пригородные пассажирские поезда. Поэтому он особенно болезненно воспринял отмену пригородного движения: "Ведь люди, живущие на линейных станциях, остались без возможности приехать в город. К тому же, у пенсионеров-железнодорожников была льгота - бесплатный проезд на пригородных. А теперь этого всего люди лишились". В 2006-ом Сергей Васильевич ушел на заслуженный отдых. Говорит, что прощаться с родным коллективом было достаточно сложно - душа прикипела. По его стопам пошел сын, который сейчас работает помощником машиниста. За годы работы в локомотивном депо за свой добросовестный труд несколько раз ему вручали значки "Ударник соцсоревнования", знак "К 100-летию со дня рождения Ленина", имеет звание "Ветеран труда".***
Среди ветеранов предприятия, в течение почти четырех десятков лет достойно выполнявших свой профессиональный долг, и Виктор Илларионович Синицкий. С "корочками" Белогорского ТУ в 1973-ем году пришел он на работу в Шимановское локомотивное депо. Начинал помощником машиниста, а позже, подучившись, в 77-ом стал водить тепловозы, а затем - электровозы, уже в качестве машиниста. Говорит, что работа ему всегда нравилась, поэтому в депо ходил с удовольствием. Чтобы управлять такой сложной машиной, как электровоз, знания нужны инженерные. Поэтому, когда чувствовал, что машина тебя слушается и подчиняется твоим командам, испытывал гордость за свою профессию, за свое предприятие. Хотя, конечно же, железная дорога - зона повышенной опасности, поэтому за время работы случалось всякое, были и весьма драматические ситуации. Со своей работой настолько сроднился, настолько она вошла в душу, что и сейчас, уйдя на заслуженный отдых, бывает, снится, как он ведет электровоз… Труд Виктора Илларионовича неоднократно удостаивался внимания руководства депо, ему вручались значки "Ударник соцсоревнования", отраслевой знак "500 тысяч км безаварийного пробега на локомотиве", удостоен звания "Ветеран труда".Материал подготовлен В.Павличенко