История завода - судьба моего отца

Думаю, что у каждого в памяти хранятся светлые воспоминания из детства. Кому-то запомнился большой и вкусный торт, разрезанный на именины, другому - веселый озорной клоун в цирке, ну а третьему - теплый поцелуй матери перед уходом в школу…

Я же, закрыв глаза, часто вспоминаю себя, стоящей с мамой и сестрой на параде, среди толпы, и с трепетом ожидающей увидеть в гирлянде шествующих  своего отца. Проходит минута… две… Я стою и нервно переступаю с ноги на ногу, почти плача от нетерпения… И вот, наконец, заметив вдали отца, в те моменты особенно похожего на величественного богатыря, начинаю прыгать и хлопать в ладоши. В те моменты я была невероятно горда им, ведь он всегда возглавлял свою колонну и нес знамя завода КПО - места, которому посвятил всю свою трудовую жизнь.

Мой отец, Титов Валерий Тимофеевич, работал кузнецом, и, повзрослев, мне стало интересно узнать, как началась его трудовая деятельность, что особенного было в его нелегкой профессии, позволявшей ему целых 30 лет ковать молотом железо.

И вот что я узнала из уст отца: в 1963 году он, в возрасте 22 лет, на тот момент времени уже женатый, приехал в  Шимановск из города Барнаул, чтобы начать работать на новом заводе кузнечно-прессового оборудования. Очевидно, что появление в нашем городе промышленного объекта спровоцировало потребность в рабочей силе, и это обстоятельство сыграло окончательную роль в переезде молодой семьи Титовых обратно на малую Родину.

К тому времени завод КПО функционировал всего около двух лет, и работать отцу пришлось в маленькой кузнице. Первые изделия, которые здесь выпускались - молоты с силой удара 50 кг  позже стали изготавливать пресса марки 115 для штамповки деталей.


Шли годы, и завод стал расширяться: построили кузнечный цех, появилось новое оборудование - 2 молота ударной силы 400 кг и 3 т. В это время начинается производство ножниц для резки металла, которые шли на экспорт.

Помню, как отец, вернувшись с работы, рассказывал про свой трудовой день, и я представляла его работающим за молотом в темной маленькой кузнице. Каково же было мое удивление, когда я, придя на завод, увидела, что кузница - это большой цех и мой отец стоит не около маленькой наковальни с молотком, а у большого молота и в клещах сжимает раскаленную деталь. Но что изумило меня еще больше, так это то, что в помещении было невыносимо жарко - горел огонь, отец был весь распаренный, по лицу бежал пот. Кроме того, в кузнице было шумно - стук молота эхом отзывался у меня в ушах.

За время своей трудовой деятельности отец был удостоен множества наград, самая почетная - Орден трудовой славы 3-й степени.

Заключительным в карьере отца стал 1991 г. - он вышел на пенсию. Немного позже, в связи с нелегкими временами и переменами, произошедшими в нашей стране, закрылся завод и навсегда перестал функционировать. Бывало, отца приглашали в школу на уроки, и он охотно рассказывал ученикам о своей редкой профессии.

Сегодня моему отцу уже 74 года. Года берут свое, и он уже не так могуч и величественен, как раньше. Но вот, что восхитительно…Когда он начинает вспоминать свою молодость, то мысленно переносится в кузницу, ведь история его жизни неразрывно связана с историей завода, и вспоминает своих коллег, многих из которых уже нет в живых, рассказывает шутки, интересные истории… В такие моменты его глаза "загораются", и он молодеет!

Горжусь ли я своим отцом? Мой ответ - да. Эта гордость родилась во мне интуитивно еще в детстве, тогда, на параде, когда я, прыгая от радости, видя, как отец несет знамя на вытянутой руке, словно пушинку. Сейчас я понимаю, что идти со знаменем во главе колонны - это и было, наверное, лучшей наградой для отца, ведь нет ничего главнее, чем всеобщее признание и уважение людей всего города!