«Горим меньше, чем в прошлом году»

Глава амурского минлесхоза Алексей Севостьянов о том, как Амурская область борется с поджигателями сухой травы
и держит под контролем лесные пожары 

Нынешней весной первые природные пожары зарегистрировали в Приамурье на три недели позже. Прохладная погода, нерастаявший снег и периодические осадки сдвинули наступление пожароопасного сезона в регионе на конец марта. Помогали бороться с природными возгораниями пришедшие в конце апреля циклоны. Амурчане тем временем продолжают поджигать сухую траву, не задумываясь, чем это может обернуться. Как проходит пожароопасный период, с какими трудностями сталкиваются амурские огнеборцы при тушении палов и какие штрафы грозят поджигателям сухой травы — рассказал заместитель председателя правительства Амурской области — министр лесного хозяйства и пожарной безопасности региона Алексей Севостьянов.  
Всё, что горит, должно быть потушено
— Алексей Александрович, весенний пожароопасный сезон в Приамурье в разгаре. Расскажите, как он проходит?
— Если сравнивать с прошлым годом, то пожароопасный сезон протекает более удачно. Мы вошли в него позже — с 27 марта, а не с 7 марта, как в 2022 году. Этому поспособствовали соответствующие климатические условия: поздний сход снежного покрова и, соответственно, долгое подсыхание марей и падей — открытых участков, с которых и начинаются лесные пожары. Весенний пожароопасный период проходит в плановом режиме, лесопожарная обстановка находится под контролем правительства области. На мероприятия по охране лесов от огня в 2023 году предусмотрено 123,6 миллиона рублей, что на 10 процентов больше, чем годом ранее.
Основное правило весной: всё, что горит, должно быть потушено. Будь то свалка, либо участок сухой растительности внутри населенного пункта, или сухой участок на удалении от поселка за десятки километров, — каждая термоточка должна тушиться. Только так мы сможем достигнуть контроля над возгораниями, не допустить распространение пожаров на больших территориях — не дать им перейти на земли гослесфонда и населенные пункты.
— Сколько природных пожаров зарегистрировано?
— С начала теплого сезона уже более 70 раз огнеборцы и пожарные дружины выезжали на тушение палов и лесных возгораний, выгорело свыше 12 тысяч гектаров растительности. Это меньше, чем в том же периоде прошлого года — тогда в области было 118 пожаров площадью более 13 с половиной тысяч гектаров. Сил и средств пожаротушения у нас достаточно. В первые сутки после обнаружения было потушено 22 лесных пожара на землях гослесфонда, или 88 процентов.
В 2022 году вышел Указ Президента Российской Федерации о сокращении площади лесных пожаров. К 2030 году средние пятилетние показатели горимости должны быть уменьшены в два раза. У Амурской области этот показатель на 2023 год — 364 тысячи гектаров прогоревших площадей, и мы должны не превысить его. Соответственно, эту задачу будем выполнять. 
«Пожары начались в южных территориях»
— Какие территории Приамурья подвержены большой горимости?
— Центральные и южные районы, которые уже полностью освободились от снежного покрова: от Архаринского до Шимановского и от Благовещенского до Ромненского муниципальных округов. В апреле, в связи со сходом снега, активно тушили возгорания на землях гослесфонда Магдагачинского района и Шимановского округа. В Свободненском районе ликвидировали 10 термоточек и 9 природных пожаров.
На севере, в частности в Зейском округе, также открылся пожароопасный сезон и введен особый противопожарный режим. Термоточки здесь также фиксируют с начала апреля. Из-за особенностей ландшафта и протяженности лесов оперативно тушить пожары бывает сложно.
Обычно первыми у нас начинают гореть южные территории, затем — центральные, и в последнюю очередь — северные (2022 год был исключением — лесные пожары сначала пришли на север). В этом году первые возгорания отмечались в Архаринском и Ромненском округах, огнем было пройдено площади 9334 га и 1020 га, соответственно.
В Ромненском округе неустановленные лица начали активно поджигать мари и пади — готовились таким образом к гусиной охоте. В Архаринском округе с начала пожароопасного сезона зафиксировали более 90 термоточек, причем 35 — возле населенных пунктов, и на тот момент — 25 природных пожаров площадью почти 10 тысяч гектаров, из которых восемь — в лесах. Несколько пожаров пришло со стороны Еврейской автономной области. 
Почему не везде разрешили охоту
— Почему в Ромненском округе и Мазановском районе запретили сезон охоты?
— В прошлом году мы столкнулись с беспрецедентной горимостью на территории Мазановского района. Из всех сгоревших площадей две трети дал именно этот район. Горели открытые участки на землях гослесфонда, причем именно в тех местах, где ведется охота на гуся и козу. Зачастую охотники, чтобы выгнать зверя, поджигали сухую траву, огонь стремительно распространялся, а тушить в этих районах очень сложно — там нет опорных полос, природных преград, которые могли бы сдержать пожар. Поэтому прогорали десятки тысяч гектаров. 
Для того чтобы не повторить прошлогоднюю ситуацию, решили запретить там весеннюю охоту. Однако те, кто уже приобрел путевки, могут не расстраиваться: когда горимость спадет, а это будет осенью, они смогут их использовать. Было выдано около 3 800 охотничьих путевок.
По той же самой причине охота запрещена и в Ромненском муниципальном округе. Бесконтрольное сжигание марей и падей возле озер и рек приводит к печальным последствиям. Пока люди не научатся бережно относиться к природе, открытие весенней охоты будет находиться под вопросом. Это распространенная практика, которой пользуются и другие субъекты РФ. Там, где охотишься, ничего не должно гореть. На борьбу с природными пожарами государство тратит огромные средства — в 2023 году из федерального бюджета выделено 16 миллиардов рублей. Гигантскую сумму страна выкидывает в топку, хотя эти средства могли бы пойти на строительство больниц, детских садов и помощь тем, кто защищает нас в Донбассе.    
«Чаще всего палы пускают намеренно»
— Амурчане намеренно пускают палы или все-таки по неосторожности?
— В 99 процентах случаев виновен человек. Поджигая сухую траву, люди решают свои местечковые проблемы: отжечь сенокос, пастбища, межу — чтобы не обрабатывать территории безогневым способом. Коробка спичек стоит намного дешевле, чем косилка для травы. Причем поджигают траву всегда при ветре — чтобы лучше горела. И она горит. А потом огонь несется со скоростью 30–40 км на лес или населенные пункты.    
Возникновение палов и пожаров по неосторожности — единичные случаи. Из недавних примеров — девочка баловалась и подожгла траву в Константиновском районе. Хотя мы знаем случаи, когда взрослые люди, мелкие аграрии, нанимали за шоколадку или небольшую сумму денег детей, чтобы поджечь участок сухостоя, и те поджигают.
Также есть информация, что в ряде районов созданы бригады, которые за плату занимаются незаконными отжигами. Как партизаны, выходят ночью и поджигают. Недавно в Архаринском районе лесопожарная группа патрулировала с квадрокоптерами территорию, работали до девяти вечера, потом решили съездить поужинать. И как только отъехали — участок подожгли. То есть местные жители следили за ними и ждали, когда те уедут. Ребята вернулись на место, вызвали пожарных, успели потушить огонь на маленькой площади. Вот вам человеческий фактор, именно так все и происходит.
А чтобы быть неуловимыми, иногда используют лошадей. Ведь конь лучше квадроцикла и вездехода перемещается по пересеченной местности. Всадник прискакал, поджег траву и умчался. Такого «огненного рыцаря» огнеборцам даже удалось заснять на видео.
На один контролируемый отжиг — до 20 неконтролируемых
— С 2022 года ужесточились штрафы для поджигателей лесов. Меньше ли стало нарушителей?
— Поджигать стали чуть меньше. Но на один контролируемый пал (профилактические отжиги осенью) приходится до 20 неконтролируемых. Менталитет наших людей таков: вот они увидели, что глава села с пожарным подразделением проводит отжиг сухой растительности вокруг села, и тоже идут поджигать траву у себя. «Им можно, а мне нельзя отжечь траву возле пасеки?». А таких «пасечников» — полдеревни. Но ведь так не делается. Хочешь провести контролируемый отжиг — приди и подай заявку в администрацию. И делать это нужно осенью.
«В тушении огня муниципалитеты играют незаменимую роль»
— Какую готовность к пожароопасному периоду вы отмечаете у муниципалитетов?
— Роль муниципалитетов здесь незаменима. Каждый год бывают такие ситуации, когда мы отмечаем: как хорошо, что там-то и там выкосили траву, иначе бы это все сгорело. Например, в прошлом году огонь подошел к селу Прядчино Благовещенского округа, горели заброшенные избушки на окраине, но вглубь села огонь не пошел, его удалось остановить — благодаря тому, что сухая трава была скошена. Да, в населенных пунктах еще остаются заросшие участки, но уже не в таком количестве, как раньше.  
Помните, что представляли собой сёла лет восемь назад: дома торчали из травы. Теперь же, как наступает осень, начинается подготовка к весеннему пожароопасному периоду: разрабатываются карты, план-схемы, проводится опашка, выкашивание травы, разбор свалок и так далее.
Также в муниципалитетах созданы добровольные пожарные дружины — ДПД.
Они активно участвуют в ликвидации природных пожаров. Кроме того, в каждом муниципалитете создан оперативный штаб по тушению природных пожаров, который взаимодействует с областным оперативным штабом, действующим при правительстве области, председателем которого является губернатор. Ежедневно в региональный штаб поступает информация со всех территорий, где появились возгорания.
Задействовали парашютистов
— Уже начали привлекать к тушению лесного огня лесопожарную группировку?
— Да, с конца марта. С ее помощью, например, потушили шесть природных пожаров, которые 18 апреля распространились в Мазановском и Свободненском районах, Архаринском и Бурейском округах и городском округе Благовещенск. Огонь тогда охватил общую площадь в 412 гектаров. 
С огнем, в частности, боролись 66 парашютистов и десантников Амурской авиабазы, 71 работник лесхозов, 28 спасателей и пожарных Амурского центра ГЗ и ПБ, 11 спасателей Благовещенского поисково-спасательного отряда, 12 сотрудников федеральной противопожарной службы, 19 добровольных пожарных. Привлекалось 44 единицы техники, в том числе 9 вездеходов.
Причина всех четырех возгораний — деятельность местного населения. В двух случаях огонь начался вблизи линейных объектов.
«Лесохранитель» помогает обнаружить пожары
— Система «Лесохранитель» уже начала помогать в борьбе с лесными пожарами?
— Конечно. В марте, после зимнего перерыва, система мониторинга природных возгораний «Лесохранитель» возобновила свою работу. За пожарной обстановкой в Приамурье следят 49 поворотных видеокамер, установленных на вышках сотовых операторов на высоте 70 метров.
Сотрудники Региональной диспетчерской службы Амурской авиабазы, работающие в системе, контролируют лесной фонд, окраины населенных пунктов, заповедники и заказники, а также другие участки, где может возникнуть пожар. Мониторинг ведется круглосуточно. Заметив дым, система оповещает оператора звуковым сигналом. Опыт нескольких лет показывает, что применение «Лесохранителя» позволяет обнаруживать и ликвидировать природные пожары и палы на ранней стадии.   
Северным территориям — особое внимание
По словам Алексей Севостьянова, города, районы и округа Приамурья к концу апреля были готовы к пожароопасному сезону более чем на 96 процентов. От мусора и сухой травы очистили 11 399 участков из 11 830 запланированных. Самая сложная ситуация с природными пожарами сложилась в Архаринском округе и Свободненском районе. В Селемджинском районе пожароопасный сезон открылся с 10 апреля. И на тот момент не все населенные пункты успели к нему подготовиться из-за прошлогоднего паводка. Поэтому губернатор Василий Орлов поручил уделить особое внимание северным территориям.
— Два циклона, которые действовали в конце апреля на юге области, заметно снизили в этот период риски природных пожаров, — отметил глава региона. — Но у нас огромная площадь в Приамурье — более 360 тысяч квадратных километров. И волна тепла идет с юга на север, где пожары очень сложно тушить. Мы уже начинаем гореть на севере — дневные температуры повышаются, последний снег сходит, и сразу же системы мониторинга обнаруживают термоточки. Помимо Зейского округа, пристальное внимание необходимо уделять Селемджинскому району, — призвал Василий Орлов. — Территория сложная, в прошлом году пострадала от паводка, из-за высокой воды не все населенные пункты осенью успели подготовиться к пожароопасному сезону должным образом.
Губернатор призвал соблюдать требования пожарной безопасности

Как пояснил Василий Орлов, сейчас в Амурской области введен особый противопожарный режим и в соответствии с законодательством предусмотрены штрафы за его нарушение.
 — Для физических лиц это влечет штрафы до 50 тысяч рублей, для должностных — 100 тысяч рублей и более, для юридических — от миллиона рублей. Я хочу подчеркнуть, что это штрафы в том случае, если огонь не перешел на жилые дома и не было гибели людей. К сожалению, в других регионах такие случаи есть, — отметил губернатор. — С учетом наших погодных условий — сильной ветровой нагрузки, когда в весенний период ветер доходит до 20 метров в секунду, — любой пожар, в том числе и пожог ботвы на огороде, может повлечь самые серьезные последствия. И сейчас всем необходимо соблюдать требования в рамках особого противопожарного режима. Призываю всех очень внимательно соблюдать требования безопасности!
Какие штрафы грозят поджигателям
Штрафы за несоблюдение правил пожарной безопасности действительно предусмотрены серьезные. Так, за нарушение правил пожарной безопасности в лесах гражданам грозит от 15 до 30 тысяч рублей; должностным лицам — от 30 до 50 тысяч рублей; юридическим — от 100 до 400 тысяч.
Выжигание сухой травы во время особого противопожарного режима обернется для амурчан наказанием в размере от 40 до 50 тысяч рублей; для должностных лиц — от 60 до 90 тысяч рублей; для юридических лиц — от 600 тысяч до 1 миллиона рублей.
Штрафы за выжигание сухой травы, повлекшее возникновение пожара, еще больше: для жителей — от 50 до 60 тысяч рублей; для должностных лиц — от 100 до 110 тысяч рублей; а для юридических лиц они будут колебаться в пределах от 1 до 2 миллионов.
Какое наказание уже понесли нарушители
По информации пресс-службы Главного управления МЧС России по Амурской области, в этом году в регионе уже установлен 21 поджигатель сухой растительности. К административной ответственности привлекли 18 граждан. Одно дело передали в подразделение по делам несовершеннолетних, так как траву жёг ребенок. Два дела еще находятся на рассмотрении. Административные протоколы составлены на общую сумму 130 тысяч рублей.
Регион готов к борьбе с лесным огнем
При этом в этом году регион хорошо подготовился к «горячему» периоду, подчеркнул губернатор. И то, что пожаров, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, меньше — хороший показатель.
— Мы готовы к пожароопасному периоду, нас дважды проверяли МЧС России и Россельхоз России, — рассказал Василий Орлов, — обе комиссии признали регион готовым. У нас развернута группировка в почти 900 человек, 8 воздушных судов, наземная техника.
Люди обучены, а также привиты от клещевого энцефалита, что необходимо при работе в лесах. С 26 апреля особый противопожарный режим начал действовать во всех 29 муниципальных образованиях Приамурья. Последними особые ограничения ввели на севере — в Тындинском округе и Тынде.

Лариса Хатамова