К 45-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали
45 лет назад началось масштабное строительство Байкало-Амурской магистрали. В 1974 году с разных городов огромной страны ехали на Дальний Восток люди, вдохновленные идеей очередного трудового подвига.
В нашем городе строительство БАМа началось с момента прибытия работников Головного ремонтно-восстановительного поезда № 21 (ГОРЕМ-21). Поезд был создан 24 июня 1941 года по приказу Народного комиссариата путей сообщения. До октября 1944 года коллектив поезда решал задачи военного времени: участвовал в строительстве «дороги жизни» к осажденному Ленинграду, восстанавливал железнодорожные коммуникации на станциях (городах) Ладога, Тихвин, Луга, Дно, Новгород, Псков. В мирное время ГОРЕМ-21 тоже всегда был на переднем рубеже.
В соответствии с приказом Минтрансстроя № 204 от 17.11.1971 для развития производственной базы Бамстройпути с 01.01.1972 ГОРЕМ-21 передислоцируется на ст. Шимановская. В ноябре 1971 г. прибыла первая группа строителей ГОРЕМ-21 в Шимановск. Они должны были подготовить временное жильё для будущих строителей.
С января 1972 г. ГОРЕМ-21 находится на ст. Шимановская Забайкальской жд. Основная задача – строительство Шимановского комплекса предприятий стройиндустрии БАМ. За всю историю своего существования ГОРЕМ-21 в основном занимался выполнением путевых работ. Так что требовалось больше специалистов различных строительных профессий. И пополнение в 1972 году прибывает: 46 молодых работников – каменщики, плотники, штукатуры-маляры из ПТУ Сибири и Дальнего Востока. Но первое время приходилось выполнять работу, не совсем соответствующую специальностям строителей. Задача стояла не из лёгких: необходимо было в короткие сроки вырубить лес и подготовить первые строительные площадки. Очищали от вырубок деляны, копали котлованы под заводы. Работа тяжёлая, поэтому были те, кто не выдерживал и уезжал.
В 1973 г. постановлением ЦК ВЛКСМ стройка объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В городе возводится комбинат «Шимановскстройиндустрия», который будет поставлять на строящуюся магистраль железобетонные и керамзитные конструкции мостов, промышленных сооружений, путевой щебень и керамзит, детали для крупнопанельного домостроения.
Июнь 1973 г. – начало строительства жилого микрорайона, заложен фундамент под дом № 5. За 1972 – 1973 гг. построен временный посёлок ГОРЕМ-21.
В феврале 1974 года закончен монтаж главного корпуса завода железобетонных конструкций (ЖБК).
3 мая 1974 года в Шимановск на всесоюзную стройку прибыл первый ударный комсомольский отряд имени VII съезда ВЛКСМ в количестве 173 человек. Судьба БАМа решается в 1974 году в Шимановске, ведь от того, когда войдёт в строй завод железо-бетонных изделий, когда выдаст продукцию, будет зависеть успех дела на прокладке железнодорожного полотна, строительстве станций и посёлков. Поэтому у строителей каждая минута была на учёте, работали до седьмого пота, в три смены, и в мороз, и в жару.
Июль 1974 года - начало строительства завода по ремонту дорожно-строительных машин (РДСМ).
23.11.1974 – начат монтаж первых ферм на цехе КПД.
В декабре 1974 г. коллектив сдал в эксплуатацию первый объект комплекса – котельную.
20.06.1975 был выдан первый кубометр товарного бетона.
30.06.1975 сдана первая очередь завода ЖБК.
К 1975 году кроме производственных объектов в посёлке Строитель построено 59 жилых домов, 4 общежития на 240 мест, столовая, баня, клуб, школа, детский сад, отделение связи, медпункт.
23.02.1976 была выпущена первая пробная панель.
В 1976 году комсомольцы и молодёжь города Ярославля подарили ГОРЕМ-21 построенный из металлолома маневровый тепловоз, названный Ярославским комсомольцем. Завершён монтаж первого девятиэтажного жилого дома для 72 семей.
За 1975 – 1976 гг. прибыло 2889 человек, в том числе из Белоруссии – 110, из Перьми – 130, из Рязани – 152, из Ярославля – 52, из Саратовской области – 30. На стройке работали специалисты 20 национальностей.
Большинство строителей с семьями жили в так называемых сплотках – вагончиках, приспособленных под жильё. Зимы тогда были холодными, морозы стояли до -50, в вагончике под потолком тепло, а на полу вода замерзает. Лучше были условия в щитосборных домах посёлка Строитель. Но все работники стройки были молоды (средний возраст 29-30 лет), и бытовые трудности переносили легко.
Многие участвовали в спортивных соревнованиях – кроссах и лыжных пробегах, была своя футбольная команда. Открывали в себе таланты певцов, танцоров, чтецов, музыкантов, актёров. Хор ГОРЕМа-21 выезжал на соревнование в г. Тынду – столицу БАМа.
В 1977 году были сданы: завод РДСМ, цех крамзитового гравия, цех сантехнических и электромонтажных заготовок, комплекс щебёночного завода, водопровод г. Шимановска, овощехранилище, средняя школа № 1, ГПТУ, жилые дома.
В 1978 году сданы: тепловозно-вагонное депо, свинарник-откормочник на 150 голов для комплекса стройиндустрии, склад взрывчатых материалов на 60 тонн и т.д.
В 1979 году сдан механосборочный цех завода КПО
1980 г. - жилой дом № 32, детский сад, коллектор и цех бортоснастки, 28.12.1980 сдан Шимановский хлебозавод – крупнейшее на Дальнем Востоке предприятие такого рода, оснащённое по последнему слову техники, которое ежедневно выпускало 51 тонну хлебобулочных изделий (около 64 тысяч булок хлеба).
1982 год - сдана центральная котельная на твёрдом топливе.
1983 год. Начато строительство детского сада для комбината ШКСИ. Также приступили к строительству пожарного депо в микрорайоне.
25.12.1984 был принят в эксплуатацию электрифицированный железнодорожный участок Шимановская – Белогорск с общей оценкой «хорошо».
1988 год - на ст. Мухинская продолжается строительство комплекса объектов: торгового центра, детсада, двухквартирного дома, очистных сооружений, станции обезжелезивания.
За время деятельности ГОРЕМа-21 построены узловая поликлиника, детские сады, введено в эксплуатацию более 100 тыс. м2 жилья и других объектов соцкультбыта. Электрифицирован участок Шимановск–Сковородино, Сковородино–Могочи Забайкальской железной дороги.
Многие работники удостоены различных наград за свой добросовестный труд: это и орден Ленина, и орден Октябрьской революции, ордена Трудовой Славы, медаль «За трудовое отличие» и, конечно, медаль «За строительство БАМа». Среди награжденных первые орденоносцы: С.А. Евтехов, И.П. Зинченко, В.Г. Кожевникова, В.П. Шпека, Н.Г. Кучеренко.
На протяжении 30 лет ГОРЕМ-21 руководил Александр Израилевич Шрайбер – заслуженный строитель Российской Федерации, кавалер орденов Знак Почета и Трудового Красного Знамени. В 2001 году его не стало, его именем названа одна из улиц города. Шрайбера на посту директора сменил Константин Афанасьевич Бобко. Предприятие стало открытым акционерным обществом, вело свою трудовую деятельность до 2012 года.