Отец наш был охотником, на городской поселок их было двое, удачливых охотников. Ходил на рябчиков, на зайцев, ставил силки, капканы. И шел потом с трофеями домой. Это была хорошая добавка к столу, перо на подушки, а детям – заячьи шапки да шубки. Однажды отец принес двух маленьких козлят: их мать то ли убили, то ли сгинула где. Сколько же у нас было радости! Мы кормили их из соски, давали свежей травки… Козлята подросли, окрепли. Однажды утром встали, а их нет. Мы в слезы, а отец говорит, что они «стребанули» через забор. Но мы догадались, что он их отпустил на волю…
Были у нас и праздники. Помню, как однажды отец пришел с работы, а у него через плечо свисают две рыбицы-кетины. Мы прыгали, радовались такой вкуснятине. Это давали в депо рабочим. Но таких «разносолов» перепадало очень редко. Усаживая нас за стол, мама ставила чашку на середину стола, отцу – чашку отдельно, ведь он наш кормилец, а сама никогда не садилась. «Почему ты сама не садишься?», - спрашивал отец. «А я уже поела», - говорила мама. Только много позже мы поняли, что она не ела, чтобы больше досталось нам. Но слишком поздно мы об этом догадались. В 46-ом, не дождавшись своего доктора, дочь Марию, мама умерла после родов, родив девочек-двойняшек. Как и предупреждал наш деповской врач Артемий Кузьмич Афанасьев, настаивавший на прерывании беременности из-за маминой болезни сердца. Но мама не согласилась: «Бог даст – выживу». Но… Оставила нам малышек – Любу и Дусю. Схоронили мы маму, а через два месяца умерли и девочки, у них был врожденный порок сердца. Маме было всего 38 лет.
Младшую сестру Раю взяла тетя Поля, удочерила и стала наша сестра Дворниковой Полиной Александровной. Мы по-детски завидовали Рае: она жила в достатке, училась, приобрела специальность, уехала поближе к своей старшей сестре Марии – в Артем. В эти трудные для нашей семьи времена нас не забывали соседи Носачевы, подкармливали нас. А мой одногодок Толик Попик приносил нам галушек (их вкусно готовила его мама, тетя Параска). В 46-ом из Германии приехал наш знаменитый дядя – Виктор Александрович Конев, Герой Советского Союза. Он привез нам вкусные гостинцы, одежонку. Руководство города организовало ему встречу с жителями Шимановска, и дядя взял нас с собой. Радости нашей не было предела. Потом он поехал в Хабаровск и взял с собой Нину, в награду за то, что она заменила нам мать, взвалив на себя все заботы о детях. «Ты молодчина!», - говорил дядя.
…Жизнь шла своим чередом. Отец стал строить дом, дети подрастали. Я уехала в Биробиджан учиться. Окончила культпросветучилище, затем заочно пединститут. Вышла замуж, родились дочери. На работу я ходила, как на праздник. Моя любовь к работе была замечена: я была награждена значками – «Лучшему вожатому», «Отличник просвещения» и многими другими наградами. В 1978-ом году была делегатом Съезда учителей России, а в Ленинграде – участницей Всесоюзной конференции по проблемам коммунистического воспитания. Я думаю, что оставила свой след на земле, как и многие мои подруги, сверстницы, мои сестры и брат, преодолев все невзгоды. Моя сестра Мария – заслуженный врач. Она помогала мне материально, когда я училась. Ее дочь – тоже врач. Моей сестре сейчас за 80, но доктора Романенко М.Н. в Артеме знают все. Сестра Вера всю жизнь была швеей, ветеран труда, как и все мы. Вырастила детей, сейчас они прекрасные специалисты – педагог и врач. Брат Николай, отслужив в армии, поступил в музучилище, хорошо играет на баяне, поет, балагур. Женился на Даше Оленич, уехали в Шелехово и прожили там всю жизнь. Его портрет висит на городской Доске почета. Вырастили замечательных сыновей. К сожалению, его Дашутка два года назад умерла. Он не забывает нас, почти ежегодно приезжает. У Раисы нашей двое детей, растут внуки, правнуки… Нашей сестре Нине досталось тяжелее всех, ей так хотелось учиться, но не было возможности. Появился у нее жених – Василий Купрейчик. Прожили они с Ниной всю жизнь, и для него она была «мое золотко». К сожалению, четверо нас сестер рано овдовели, но жить надо, несмотря на хвори и невзгоды.
…Сейчас с высоты прожитых лет я думаю: как же мы пережили войну? А пережили, помогая и поддерживая друг друга. И достойно прожили свою жизнь. Мы дорожили тем, что у нас было. И помнили наказ наших родных: «Смотрите, не берите чужого – потеряете больше». Отец нами гордился и был нашим защитником. Говорил нашим мужьям: «Узнаю, что обижаете – не поздоровится вам !». Мы благодарны отцу, что он был нашим другом, опорой и защитником.