Дети войны… Дети, родившиеся в 1928-1945 годах… Что мы знаем о них - детях, живущих в годы войны, в послевоенное время? Трудно представить, что они пережили. Но они не просто выжили, они построили страну, в которой мы сейчас живем. Они живут среди нас – эти уже седые мальчишки и девчонки, выросшие в военное лихолетье Великой Отечественной. О них по-прежнему мало говорят. А они уходят…
В этой семье, семье Арзамасовых, их было трое – детей войны. Брат Александр 1934 года рождения, сестра Валентина - 1937 года и самая младшая 1940 года рождения – Ирина. Нет уже старшего брата, нет младшей сестренки Ирины. Сегодня мы ведем рассказ со слов средней дочери Арзамасовых – Валентины Григорьевны Горевой.
Немного истории… В 1927 году семьи Арзамасовых, Чудиных и другие семьи приехали по переселению в Амурскую область за лучшей долей из Старо-Березовки Горьковской области. Приехали сразу в местность, где переселенцы решили обустроить деревню Тагельцы, так и появилось такое село в Шимановском районе, вернее - было (к сожалению, уже нет). Здесь, на дальневосточной земле, Чудина Анисья Никитична вышла замуж уже за своего, местного парня - Арзамасова Григория, немногословного и работящего. Переезжали в села Базисное, Сотниково – также Шимановского района. Проживали и в Куйбышевке-Восточной (ныне г. Белогорск).
Родилась Валентина 20 сентября в деревне Сотниково, тогда еще Свободненского района. Отца, Арзамасова Григория Тимофеевича, призвали в Красную армию в 74 Кавалерийский полк. Служил с октября 1934 г. до октября 1936 г. Война… 28 июля 1941 г. Арзамасов Г.Т. «призван по мобилизации Шимановским РВК в 256 отдельный пулеметный батальон. Сапер с 05.1941 по 05. 1946 г.»
Валентина по малости лет многое не помнит, отца довоенного совсем не знала. Не было ей и 4-х лет, когда началась война. В детстве ей казалось, что война была всегда. Валентина Григорьевна с болью вспоминает: «Осталось у мамы нас - трое детей, младшая Ирина еще грудная. Так что хватила лиха мама, на десятерых хватит». Отец сразу написал письмо жене Анисье Никитичне, чтобы переезжала к своей матери опять в Тагельцы - вместе выжить легче. Поселились у бабушки и дедушки в деревне. В деревенской избе без перегородок 10 человек: дедушка с бабушкой, мама с тремя детьми, сестры и братья мамы.
В селе не было ни электричества, ни радио. Пользовались керосиновой лампой, а когда заканчивался керосин, пользовались лучиной. В доме стояла русская печь. Зимой детвора спала на печке, благо она была просторная, а летом на полу, на матрацах, набитых пахучим сеном (кто из старшего поколения не помнит это?). Хоть далеко была война, а светомаскировку соблюдали: завешивали окна покрывалами, одеялами, просто платками и с улицы проверяли, чтобы не светилось нигде.
Конечно же, в деревне полегче было жить. Выручал огород. Самое вкусное блюдо, которое запомнилось на всю жизнь – это томленые в русской печи в чугунке овощи: тыква, морковь, свекла, брюква. Летом грибы, ягоды. Хлеб по карточкам, которые отменили только в 1947 году. Одеть и обуть тоже было нечего, босые и раздетые, все шито-перешито. Помнит Валентина Григорьевна первое кино, которое привезли в деревню. Это был фильм «Зоя», год выпуска 1944. С тех пор главный персонаж фильма - Зоя, для Валентины стала примером в трудных ситуациях. Кто не помнит, как дети собирались в клуб в то время? Обязательно мыли ноги в тазике и с чистыми ногами шли в люди, т.е. в клуб (обувь берегли).
Взрослые с темна до темна на работе. Дети почти и не видели их. Ребятишки тоже, чем могли помогали взрослым: пилили газочурки для трактора, осенью колотили подсолнухи (благо, их много садили). Будучи школьниками, собирали куриный помет по домам – удобрение на общественные поля.
Но дети есть дети, хоть игрушек не было, а находили чем играть. Девочки сами шили куклы из лоскутков, с лиственниц собирали смолу, варили серу, жевали ее и из нее лепили фигурки. Мальчишки из газочурок делали колеса: загибали из проволоки крючок, вставляли в чурку и катали наперегонки. В войну тоже играли.
А вот День Победы Валентина Григорьевна совсем не помнит. Радио-то не было и новости не скоро доходили до деревни. Зато помнит, как все ждали своих отцов с фронта. Каждого мужчину в шинели встречали вопросом: «А ты чей папка?». Отец вернулся домой в 1946 году. О его личной войне семья Валентины ничего не знает. Григорий Тимофеевич по своей натуре был немногословен и о войне никогда не рассказывал, не хотел вспоминать. Даже сердился, если дети просили рассказать о тех временах.
Помнит, что были в Тагельцах пленные японцы. Жили они в деревянном бараке. Свободно ходили по селу. Они приходили и к ним домой. Бабушка давала им картошку. Японцы учили детей японским словам, дети их - русским. Среди японцев был врач, который помогал местным жителям. Благодаря ему мама, Анисья Никитична, осталась жива.
Как рассказывает Валентина Григорьевна, после войны окончила семилетку в Шимановске, поступила в Хабаровске в Школу военных техников железнодорожного транспорта (реорганизованную в техникум железнодорожного транспорта). Потом был Кузбасс, работа на шахте техником связи. Постоянно тянуло в родные края. Домой вернулась замужней женщиной с двумя детьми. Уже в Шимановске - завод кузнечно-прессового оборудования. И наконец, Шимановская дистанция сигнализации и связи. Более 30-ти лет деятельности! Руководство оценило достижения и профессиональные победы Валентины Григорьевны. В 1976 году в 39 лет награждена орденом Трудового Красного знамени! Валентина Григорьевна - ветеран труда.
Много времени занимала общественная работа: была редактором газеты «Огни светофора», выполняла партийные поручения. Но есть у Валентины Григорьевны увлечение всей ее жизни - театр! Она - бессменная актриса Шимановского народного театра. Такой талантливый, яркий и увлеченный человек! Это увлечение продолжается с 1964 года с клуба железнодорожников. В 2024 году отмечает юбилей - 60 лет служения театру! Жизни без театра она не представляет. Валентина Григорьевна признается, если бы не театр, ее бы давно в силу возраста одолели бы болячки. Валентине Григорьевне и сейчас не сидится на месте – дистанция сигнализации и связи (возглавляет ветеранскую организацию), библиотека, культурно-спортивный комплекс (репетиции), поликлиника - и всё пешком. Надо отметить, она никогда не пользуется автобусом.
Наверное, Валентине Григорьевне было бы сложно охватить такой объём общественной работы, если бы не ее «вторая половина» - супруг Владимир Яковлевич. Он всегда понимает и поддерживает ее в увлечениях. С уважением и терпением относится к ее частым отсутствиям дома. Это и есть семейное счастье!
Пережита война, голод, холод и послевоенная разруха. Но жизнь продолжается. И продолжает Валентина Григорьевна рассказывать молодежи о себе, о своем прошлом. Она считает, что это ее святой долг сохранить историю своего народа.
«Попробовав хоть раз теченье жизни
перебрать,
Поймем, как получим много мы тепла
и света…
Должны и мы кому-то это все отдать,
Передавая жизни эстафету».
Секретарь Шимановского городского совета ветеранов (пенсионеров)
В.И. Тишкова