Больше 300 автобусов и коммунальных машин предстоит закупить Приамурью
Новый транспорт и дорожную технику постепенно приобретут за несколько лет
 
Закупить в амурские города и районы 127 автобусов и 193 коммунальные машины — такая задача стоит перед Приамурьем. Область всерьез взялась за решение проблемы износа и нехватки пассажирского транспорта и дорожной техники. Ситуацию обсудили накануне на заседании правительства Амурской области. «Мы, конечно, не сможем за один год решить эти проблемы, накапливавшиеся десятилетиями, но давайте спланируем на три года вперед — что в первую очередь надо купить, что дальше. Предлагаю сосредоточиться на пассажирских автобусах и дорожной технике — там, где у нас горит ситуация», — высказался губернатор Василий Орлов. В первую очередь, сейчас необходимо выяснить: в каком объеме деньги на поддержку предстоящих закупок заложить в бюджет региона на следующий год.
 
Глава области попросил минтранс и минЖКХ подготовить подробные доклады с детализацией — сколько транспорта и коммунальной техники требуется каждому муниципалитету. И в какую сумму это обойдется. Предварительную потребность населенных пунктов ведомства по поручению губернатора уже выяснили.
 
Города и села ждут ПАЗы и «Газели»
 
— Проработан вопрос закупки автобусов на условиях лизинга при поддержке из областного бюджета. По данным муниципалитетов, есть потребность в приобретении 127 пассажирских автобусов для обслуживания регулярных муниципальных маршрутов, — рассказал амурский министр транспорта и дорожного хозяйства Александр Зеленин. — Письма о сотрудничестве направлены в лизинговые компании. Для корректировки госпрограммы развития транспортной системы Амурской области подготовлена методика расчета субсидий и проект их распределения бюджетам муниципалитетов на организацию транспортного обслуживания. В проект включены 19 муниципальных образований, которые готовы заключить контракт на приобретение в лизинг 53 автобуса ПАЗ-32053 и ГАЗель NEXT. Это частично удовлетворит потребность в новой пассажирской технике, что приведет к повышению эффективности качества транспортного обслуживания, а также уровня безопасности пассажирских перевозок.
 
Область готова обеспечить муниципалитетам поддержку — возмещение лизинговых платежей. Компенсация, по словам министра, полагается муниципальным образованиям, которые успеют все сделать до 1 мая 2020 года. «Проведут аукционы и заключат контракты на приобретение автобусов в лизинг с оплатой первоначальных взносов до 15 % сроком до 3 лет», — уточнил Александр Зеленин.
 
Дорожная техника нужна всем 29 муниципалитетам области
 
Министр ЖКХ Приамурья Сергей Гордеев рассказал, что разные виды дорожной техники требуются всем 29 муниципальных образованиям области. В том числе, это грейдеры, комбинированные дорожные машины, подметально-уборочная техника, вакуумные подметальное уборочные машины и пескоразбрасыватели. Общая потребность региона — 193 машины.
 
— Планируем, что получателями субсидий будут юридические лица с участием муниципальных образований. Приблизительно 50 процентов средств будет вкладывать областной бюджет, 30 — местный, и 20 — юридические лица. Финансовую модель распределения субсидий разработаем в ближайшее время, — рассказал Сергей Гордеев.
 
Погодная квази-статистика не должна привести к закупке лишних машин

Мэр Белогорска Станислав Мелюков, как и другие главы участвовавший в заседании в режиме видеоконференцсвязи, поинтересовался: можно ли немного поменять перечень уже заявленной техники. Глава города объяснил, что свои коррективы внесла ситуация с гололедом, возникшим после прошедшего в разгар зимы на юге Приамурья ноябрьского дождя. 
 
— Конечно, можно и нужно, мы ведь для этого в дискуссии с вами находимся, — ответил Василий Орлов. — Но есть определенные условия — техника должна быть российского производства. Чем она удобнее для вас, тем лучше. Мы готовы направить вам в муниципалитеты средства на приобретение этой техники. Давайте определим форму и объем финансовой помощи.
 
Но губернатор попросил глав обойтись без излишних запросов, чтобы не оказалось, что купленная техника на самом деле не нужна.
 
— Мы с вами живем в условиях квази-статистики. Впервые за всю историю метеонаблюдений произошла ситуация с дождем в конце ноября. Очень сложно прогнозировать, что будет дальше, некого статистического набора данных по этому поводу нет. И приобрести технику на следующий год в ожидании того, что такая ситуация повторится — не очень правильно, согласитесь. Закупать избыточную технику, которая будет стоять на складах, на стоянках где-то и ржаветь — тоже особого смысла нет, — призвал к разумности при определении потребностей руководитель региона.
 
Сотрудничество в треугольнике Благовещенск — Свободный — Белогорск
 
При этом Василий Орлов попросил мэров трех крупнейших амурских городов продумать сотрудничество на случай капризов погоды.
 
— Благовещенск, Свободный и Белогорск, на мой взгляд, должны проработать модель, по которой смогут организовывать взаимопомощь техникой в условиях вот таких погодных ЧС.
 
И своевременно проводить релокацию этой техники. Потому что наибольшее количество людей проживает у нас в области именно в этом треугольнике Благовещенск — Свободный — Белогорск. И как технику ратировать в случае, если такие чрезвычайные ситуации происходят – вот это надо продумать, — считает губернатор.
 
Василий Орлов поручил мэру Благовещенска Валентине Калите, главе Белогорска Станиславу Мелюкову и мэру Свободного Владимиру Константинову встретиться и обсудить детали будущего взаимодействия.
 
Работа с заводами напрямую — подстраховка для муниципалов
 
У главы Сковородинского района Алексея Прохорова во время заседания возник другой вопрос — как муниципалитету защититься от недобросовестных посредников при взятии машин в лизинг. «У нас был печальный опыт при приобретении техники в лизинг с первоначальным платежом в размере 30 процентов. Было возбуждено уголовное дело», — поделился Алексей Прохоров. Компания не смогла выполнить свои обязательства, поэтому теперь глава района беспокоится — как подстраховаться от таких ситуаций.
 
— Когда мы соберем от муниципальных образований общую потребность, мы можем выбрать одного крупного оператора, у которого вот таких форс-мажорных обстоятельств не будет, — предложил губернатор.
По его мнению, закупать ту же спецтехнику, например, на базе КамАЗа, нужно у официальных представителей завода. «Допустим, необходимы микроавтобус «Газель» или пазики, мы же понимаем, кто этот транспорт производит, и можем заключать соглашения с официальными дистрибьюторами, дилерами этих заводов. Таким образом мы уходим от рисков, про которые говорим», — считает Василий Орлов.
 
Субсидирование  подойдет не всем
 
Схема, по которой в муниципалитетах будут приобретать машины, может быть разной. Возможны лизинг, кредит, субсидирование со стороны области. Пойти по пути субсидирования части стоимости транспорта и техники — хороший вариант, считает глава региона, но все зависит от того, кто является получателем средств.
 
— Если это муниципальное предприятие — мы готовы направлять средства поддержки из областного бюджета. Если частный бизнес — тогда, скорее, должна быть мера поддержки в виде компенсации процентов (будь то лизинг либо кредит), — пояснил Василий Орлов. — Но я понимаю, что не все предприятия могут быть получателями такой поддержки, по разным обстоятельствам, финансовым в первую очередь. Значит, давайте для таких предприятий продумаем другие формы поддержки.
 
Как вариант — в качестве компенсации затрат возможна разовая выплата предприятию — допустим, трети от стоимости автобуса или коммунальной машины. Все это предстоит обсудить.
 
Решение должно быть эффективным
 
Василий Орлов призвал руководителей амурских городов и районов максимально поучаствовать в выработке подходящего решения.
 
— Финансовую модель надо проработать более детально. Наша задача технику поменять. И здесь очень важно ваше мнение, что для вас больше приемлемо – лизинги, субсидирование лизинговых платежей, кредитов или частичное субсидирование стоимости этой техники. Поэтому предлагайте варианты. Мы хотим, чтобы меры поддержки были эффективны, и не было такого — мы что-то придумали здесь, в Благовещенске, не зная местных реалий, и навязали вам неэффективное решение, — объяснил задачу Василий Орлов.  
 
Губернатор акцентировал внимание и на том, что купить сразу, без лизинга, свыше трех сотен требующихся машин (пассажирских автобусов и дорожной техники) не получится.
 
— Мы понимаем, что одновременно взять и приобрести 127 автобусов и 193 единицы спецтехники — это будет очень дорого и выделить эти средства нет возможности, — констатировал глава региона. — Поэтому и рассматриваем варианты с рассрочкой. За счет лизинга можно за те же деньги при фактическом использовании получить гораздо большее количество автомобилей или техники. Но если вы считаете, что такая форма приобретения машин неприемлема по каким-то причинам, сообщите об этом, — попросил глав губернатор.