БАМ: история в газетных строках

К 40-летию прибытия на БАМ посланцев XVII съезда ВЛКСМ
С приездом!
Из статьи "Добро пожаловать, дорогие друзья!"
("Победа", 6 мая 1974 года).

Шимановцы с большим вниманием следили за продвижением на восток поезда, в котором к ним на Всесоюзную ударную стройку ехали посланцы Ленинского комсомола… Перрон и привокзальная площадь в ярком праздничном убранстве… Последние волнующие минуты ожидания. Из репродуктора доносится голос диктора: "Прибывает поезд №14". Спецрейс на восток закончен. Сразу видно: поезд везет строителей БАМа. На вагонах - крупные надписи: "Даешь БАМ - магистраль века!"… Как самых дорогих гостей встречают шимановцы бойцов первого Всесоюзного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ. Со словами: "Добро пожаловать на нашу Амурскую землю" им преподносят хлеб-соль. Парни и девушки в светло-зеленых костюмах бойцов строительных отрядов дружно отвечают: "Спасибо за теплый прием!".

… Митинг начался. Искреннее волнение встречи на лицах всех присутствующих на митинге, который открыл первый секретарь райкома ВЛКСМ В.И.Чернов. "… Славные свершения предстоят комсомольскому племени… Вы воочию убедились, что такое Транссибирская магистраль. Какой огромный труд в нее вложен и должен повториться на строительстве Байкало-Амурской железной дороги. Дорогие друзья, мы рады принять ваш дружный, сильный коллектив в нашу комсомольскую организацию".
Слово предоставляется бригадиру комсомольско-молодежной бригады головного ремонтно-восстановительного поезда №21 Ивану Чумаку. "… Многие из нас совсем недавно прибыли на эту стройку по призыву Ленинского комсомола, по велению своих сердец. Конечно, были трудности, огорчения. Все это уже позади. Наш коллектив успешно справляется с плановыми заданиями. Большой вклад вносят комсомольцы и молодежь - замечательные парни и девчата, полные вдохновения и энтузиазма. Многие носят почетные звания ударников коммунистического труда".

Слово предоставляется второму секретарю райкома КПСС И.М.Векличу: "… В Шимановске вам предстоит вместе с молодыми строителями головного ремонтно-строительного поезда №21 работать на сооружении комплекса стройиндустрии для Байкало-Амурской магистрали, а с вводом в эксплуатацию заводов поставлять железобетонные конструкции для железнодорожных мостов, щебень для отсыпки полотна, панели и конструкции для строительства жилых домов... Много интересных дел ожидает вас на стройке. Здесь вы найдете приложение своим силам, знаниям и энергии. Встретите много хороших людей, которые помогут освоиться, приобрести специальности, передадут секреты своего мастерства".

Митинг закончился. Бойцы строительного отряда садятся в автобусы и едут на центральную площадь города, где возлагают гирлянды славы к подножию памятника Владимиру Ильичу Ленину. Затем их путь в поселок Строитель. Здесь все подготовлено к встрече новоселов: жилье, объекты, где будут трудиться посланцы комсомола. Их тепло встречают те, кто три года назад прорубил здесь первую просеку, заложил первый кубометр бетона в основание завода железобетонных конструкций, первый кирпич.
… Сегодня - первый рабочий день первого Всесоюзного ударного комсомольского строительного отряда. За первопроходцами последуют сотни и тысячи других комсомольцев. Для многих эта стройка станет началом трудовой биографии.

Из статьи "Первый рабочий день на амурской земле"
("Победа, 7 мая 1974 года).

Вчера бойцы строительного отряда, прибывшие по путевкам Ленинского комсомола на строительство комплекса стройиндустрии, приступили к работе на различных объектах. Как начался их первый трудовой день - об этом рассказал председатель постройкома Г.Г.Полещук.

- Дружной семьей к 8 часам утра все 173 человека вышли на свои рабочие места. Многие из них влились в бригады каменщиков, сварщиков, штукатуров-маляров. Часть работает в отрасли снабжения. Созданы три новых бригады кровельщиков… Первый рабочий день на амурской земле начался организованно.
В беседе с бригадиром кровельщиков М.И.Мальцем наш корреспондент попросил ответить на некоторые вопросы.

- Николай Иванович, расскажите, как создавалась ваша бригада?

- В моей бригаде 13 парней и три девушки. Это Ольга Леонова - комиссар нашего коллектива, Стелла Данилова и Иранда Белова. Все мы из Московской области. Кроме меня строительную специальность имеют Михаил Возков и Александр Захаренко, ранее работавшие сварщиками, Анатолий Ширинский был механизатором, Ольга Леонова работала на строительстве мастером. Еще в пути, при первом знакомстве, мы решили трудиться вместе, одной бригадой. Я был избран за старшего...

Ребята настроены по-боевому, как говорится, рвутся к работе, зная, что здесь нужны рабочие руки, наши силы и уменье. Да иначе и не должно быть, ведь среди нас два коммуниста, а остальные - комсомольцы…

От редакции

Согласитесь, что нам (даже ровесникам тех бамовцев-первопроходцев, о которых говорится в этих газетных подборках!) из дней сегодняшних уже так сложно понять трудовой героизм, трудовую романтику их, строителей БАМа, без преувеличения, поколения созидателей. А что уж говорить про нынешних 20-летних?! Им никогда уже не понять друг друга - молодежи начала 21-го века и тех двадцатилетних и мотивов их поступков. Молодежь 70-х жила в другой стране, с другой идеологией и с абсолютно другими жизненными ценностями. И как бы сегодня не оценивали плюсы и минусы той грандиозной "стройки века", как ее сразу же окрестили журналисты, но давайте искренне восхитимся тем поколением строителей БАМа, кто в тяжелейших климатических условиях построил промышленные объекты комплекса стройиндустрии, возвел многоэтажки жилого городка, построил магазины, столовые, клубы… Одним словом, преобразил наш глухой пристанционный поселок и вывел его в разряд городов областного подчинения. И, надо прямо сказать, работали ведь совсем не за большие деньги, а за идею. Жаль, что их дети, поколение конца 20 века, не уберегло, не сохранило многие рукотворные плоды труда своих отцов и матерей… Но это уже другая песня, другой сюжет и другая история…